Экранирующий и усиливающий провод (ЭУП)

Контактная сеть с ЭУП

Ниже приводится фрагмент статьи  Академии Транспорта Северо-Кавказкого регионального Научного Центра.

КОНТАКТНАЯ СЕТЬ ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАННЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ ОДНОФАЗНОГО НЕРЕМЕННОГО ТОКА ПОВЫШЕННОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ

(ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ)

Схемв подвески ЭУП

Контактная сеть оборудуется дополнительно еще двумя проводами, которые подвешиваются с полевой стороны опор. Один из проводов – усиливающий (У) - электрически соединяется с контактной сетью (Т н II). Другой - обратный (экранирующий Э) - соединяется с рельсами . Такая система получила название "контактная сеть с ЭУП".

Достоинства:

• снижение потерь электроэнергии. Внедрение такой системы на Северо-Кавказской ж.д. обеспечило .экономию электроэнергии в 1988 году более 25000 кВтч в год на один километр каждого пути;
• снижение опасных индуктивных влияний на смежные сооружения примерно в два раза;
• снижение потенциала рельсов (повышение электробезопасности) примерено в два раза;
• снижение сопротивления тяговой сети примерно в два раза (стабилизация уровня напряжения даже при больших токах, возможность увеличения расстояний между подстанциями при новом строительстве).

Система ЭУП разработана в РГУПСс (РИИЖТс) совместно с С.-К. ж.д. и ЦЭ МПС в 1975 году. В дальнейшем участие в ее совершенствовании принимали ВНИИЖТ, МИИТ, Трансэлектропроект. Всего этой системой в 1990 году было оборудовано 560 км на Северо-Кавказской н Горьковской ж.д. Опыт эксплуатации подтверждает достоинства системы.

Особенно велика эффективность системы ЭУП для высокоскоростных магистралей. Предложено се внедрить также (практически без дополнительных капиталовложений) па участке Иркутск-Слюдянка, поскольку после перевода его с постоянного тока на переменный на опорах контактной сети остались неиспользуемые провода, которые можно применить в. качестве ЭУП.На систему имеются несколько авторских свидетельств СССР.

За рубежом такая система стала использоваться с начала 90-х годов (Германия, Испания). Особенно интенсивно она внедряется в Германии на линиях Ганновер-Вюрцбург н Мангейм-Штутгарт с высокоскоростными экспрессами IСЕ. На таких линиях используется контактная сеть Rе 200, Re 250 и разработана Rе 330 для скоростей до 300 км/ч. Все эти типы контактной сети имеют усиливающие и обратные провода (ЭУП) н активно рекламируются фирмой Сименс в периодической печати и на международных выставках как энергосберегающие, мощные, высокоскоростные с пониженным влиянием на смежные сооружения. Приоритет России не упоминается.

На С.-К. ж.д. накоплен опыт монтажа системы ЭУП без использования окон, институтом Трансэлектропроект выпущен типовой проект тяговой сети с ЭУП. Такая система для железных дорог России выгодна не только примени тельно к скоростным пассажирским магистралям (Санкт-Пегсрбург-Москва и др.), но и как энергосберегающая - на железных дорогах с грузовым движением.

Для справок:

344038, Ростов-на-Дону, пл. Народного ополчения 2,
СКРНЦ Академии Транспорта.
Тел. (8-863-2) 31-13-41. ЗМ4-41, 57-З8 (ж.д.).факс. (8-863-2) 34-55-55.

Дополнительную информацию о системе ЭУП можно найти в журнале "Железные Дороги Мира" (№6\95 - "Провода обратного тока на линии Магдебург-Мариенборн", №11\97- А.Бочев, В. Мунькин, Е. Фигурнов "Электрическая сеть с усиливающим и обратным проводами"),

Анкеровка проводов системы усиления тяговой сети с ЭУП

Анкеровка проводов системы усиления тяговой сети с ЭУП

Узел анкеровки усиливающего провода УП  Узел анкеровки усиливающего провода УП

Узел анкеровки усиливающего провода УП

зел анкеровки экранированного провода ЭП зел анкеровки экранированного провода ЭП

Узел анкеровки экранированного провода ЭП

Узел анкеровки провда ДПР Узел анкеровки провда ДПР

Узел анкеровки провода ДПР