Разрыв контактного провода

В результате неисправного компрессора локомотива, стоящего длительное время на ж.д. пути происходило периодическое опускание пантографа, что создавало электрическую дугу между контактной сетью и пантографом. Это приводило к нагреванию провода. Т.к. контактная сеть анкеруется ("натягивается") то через некоторое время провод начал тянуться (плавиться) и разрываться. В данном случае происшествие произошло по вине неисправного локомотива.

Про пантограф:  Пантограф локомотива поддерживается  компрессором. В конструкции токоприемника есть опускающие и поднимающие пружины. Они уравновешены. Введены в кинематическую схему для получения требуемой динамики опускания / поднимания. Если опускающая пружина лопнет, пантограф самопроизвольно поднимется. А само опускание / поднимание только с помощью пневмоцилиндра и происходит. Компрессор на локомотиве как минимум один на секцию (ЧС4 - 2 в секции, ВЛ80С - 1 на каждой секции) Резервных компрессоров на локомотиве нет. Качает воздух для тормозов, для контакторов, для ГВ, для пантографа.

Может не качать из-за:

  • собственной неисправности, неисправности включающего датчика давления;
  • неисправности в цепи питания, (на ВЛ80С из-за того что остановлен фазорасщепитель, соответственно питания нет).

Внешний вид пантографа на локомотиве Схема возникновения дуги
Внешний вид пантографа на локомотиве Схема возникновения дуги

Повреждение происходило в несколько этапов:

Растяжение провода в нагретом месте prfile1011.jpg (10799 bytes)
Растяжение провода в нагретом месте (образование "шейки"). Растяжение провода в нагретом месте (вид с боку) - видны наплывы (результат замыкания).
После обрыва провод падает на крышу локомотива, где происходит еще одно замыкание. После обрыва провод падает на крышу локомотива (крупный план).
После обрыва провод падает на крышу локомотива, где происходит еще одно замыкание. После обрыва провод падает на крышу локомотива (крупный план).

Еще  про контактную сеть:

  • Зачем железной дороге электричество? (Вводный рассказ о функционировании электрифицированной железной дороги).

  • Все о контактной сети" - страничка, доступно рассказывающая о контактной сети. Статья Андрея Клочко (старший єлектомеханик  Дорожной электротехнической лаборатории - ДЭЛ Львовской дороги, принимал участие в электрификации участков Красне-Тернополь, Здолбунов-Ровно, Ровно-Луцк). Статья печатается без изменения стиля автора. Рисунки - Сергей Кибиткин.

Отдельное спасибо за советы по локомотивам Василию Зимину.