Ж.д. Тернополь  
 

UA English www.railway.te.ua
  пожелания  @-почта  Путеводитель
Города: Санкт-Петербург Часть 1, Часть 2, Часть 3
Страны: Австралия, Греция, Италия, Финляндия, Франция, Чехия, Южная Корея
Дороги: Кругобайкальская, Приднепровская, Северная, Северо-Кавказская
Подразделения: Локомотивное депо
Техника и технологии: Вода на железной дороге, Вагоностроение Часть 1, Часть 2
Люди: Пулльман и его вагоны, Александр Бородин

Железная дорога на Австралийском континенте

Герб Австралийского союза
Герб Австралийского союза
Коала на стволе Эвкалипта
Коала на стволе Эвкалипта

Австралийский континент расположен в Южном полушарии. Материк простирается на 3180 км с севера на юг и на 4000 км с востока на запад. Ввиду того, что длительное время континент находился в изоляции от остальных участков суши и поэтому там сохранились многие уникальные виды животных, в том числе различные сумчатые – коала и кенгуру, яйцекладущие – утконос и ехидна. Своеобразие фауны страны отображено на государственном гербе.

На этом континенте всего одно государство. Его правильное наименование Австралийский Союз. Население страны 21,5 млн. человек.

Австралийский Союз имеет сравнительно густую железнодорожную сеть в прибрежный районах и крайне редкую в остальных частях страны. На 1946 год общая протяжённость железных дорог страны составляла 44800 км. К 1990 году протяжённость дорог даже сократилась 39700 км. К 2000 году протяжённость 41300 км, из них 2540 км электрифицированы. Используются две системы электрификации: постоянный ток 1,5 кВ и переменный ток 25 кВ, 50 Гц. Показатель плотности железнодорожной сети в целом по континенту один из самых низких в мире. В железнодорожном пути применяются как деревянные, так и стальные и железобетонные шпалы, масса погонного метра рельсов уложенных в путь колеблется на разных линиях от 25 до 60 кг.

Железные дороги Австралии выполняют 42% грузоперевозок страны. Примерно половину грузоперевозок выполняют частные железнодорожные линии, их протяжённость составляет 2400 км. Крупнейшая железнодорожная сеть, находящаяся в частных руках, действует в штате Западная Австралия и обеспечивает перевозку железной руды.

В 2001 году по железным дорогам было перевезено 646 млн. пассажиров. На туристических сайтах широко распространён миф о том, что железнодорожные билеты на местных линиях дороги. Так это или нет доподлинно неизвестно. Во всяком случае количество перевезённых пассажиров говорит о доступности билетов для населения страны.

Схема железнодорожной сети (Можно увеличить! 191 kb)
Схема железнодорожной сети
Чтобы увеличить - нажмите

Немного истории

Первые железнодорожные линии на континенте появились в 1854 году в районе города Мельбурн. Затем, в 1855 году, была построена железнодорожная линия между Сиднеем и городом Парраматта.

Почти все железнодорожные линии страны находятся в государственной собственности или принадлежат отдельным штатам. Дороги эти строились в интересах иностранных капиталистов и они не были ориентированы на внутренние нужды страны, их главной целью которых был вывоз ценного сырья и полезных ископаемых в порты страны. В силу этих обстоятельств в Австралии ныне имеются дороги с самой разной шириной колеи: 1600, 1435, 1067 мм. Дорог с колеёй 1435 мм – 17678 км, сосредоточены эти дороги в основном в штате Новый Южный Уэльс. Капская колея 1067 мм сосредоточена в штатах Квинсленд, Западная Австралия и Тасмания, некоторые линии есть и в Южной Австралии. Дорог с Капской колеёй 15160 км. Дорог с колеёй 1600 мм – 4017 км, они пролегают в штатах Виктория и Южная Австралия. Но ранее был ещё больший разнобой с размерами колеи.

Поезд в Австралии, 1950 год
Поезд в Австралии, 1950 год

В середине XX века в Австралии были начаты работы по стандартизации железнодорожной колеи. В 1945 году сэр Нарольд Винтроп Клапп (Harold Winthrop Clapp) предложил несколько направлений для приведения железнодорожной колеи на континенте к единообразию. Среди этих мер: унификация колеи трамвайных систем в разных городах с железнодорожной колеёй на прилегающих линиях, перешивка отдельных линий с «экзотической» колеёй на ширину прилегающих магистралей, перешивка узкоколейных линий на колеи 1067 мм или 1435 мм или полная ликвидация малоиспользуемых линий.

Некоторые железнодорожные линии с тех пор совмещают колею 1067 мм и 1435 мм.

С конца 1950-х годов подвижной состав австралийских дорог переведён на подшипники качения. В 1980-е годы здесь было освоено тяжеловесное движение, с тех пор 65 процентов перевозок выполняется поездами весом более 10 тысяч тонн. В Австралии 21 июня 2001 года был проведён самый тяжеловесный, рекордный поезд. Состав из 682 вагонов груженных железной рудой провели 8 тепловозов распределённых по длине состава. Масса груза составила 82 262 т, а общая длина поезда – 7 353 м.

В 2004 году было открыто движение по Трансконтенинтальной Австралазийской железной дороге. Она протянулась от порта Дарвин на северном побережье до Аделаиды на южном побережье. По этой дороге курсируют контейнерные и пассажирские поезда. Первый после открытия движения пассажирский поезд стал историческим: несмотря на высокую цену билетов (специально для первого рейса – 1000 долларов), предварительный заказ билетов на поезд показал, что включить в состав поезда нужно 43 пассажирских вагона. Поезд протянулся более чем на 600 метров.

Идея строительства этой дороги возникла ещё в XIX веке, однако много лет от её реализации отказывались как от слишком затратного и технически сложного. В 1980-е годы была построена линия от станции Таркула на трансавстралийской магистрали до города Алис-Спрингс в самом центре континента. В 2001 году были начаты работы по сооружению новой линии, проходящей по пустынным районам. Дорога строилась с шириной колеи 1435 мм. Благодаря соединению железной дорогой наиболее развитые регионы континента – штаты Виктория и Новый Южный Уэльс, получили постоянную связь через порт Дарвин со странами Юго-Восточной Азии.

Железнодорожная сеть

Железнодорожная сеть австралийского континента принадлежит пяти основным компаниям: Австралийские национальные железные дороги (Australian National Railways), железные дороги штата Квинсленд (Queensland Government Railways), Корпорация общественного транспорта штата Виктория (Victoria Public Transport Corporation), железные дороги штата Западная Австралия (Western Australian Government Railways – Westrail), железные дороги штата Новый Южный Уэльс (State Railway Authority).

Национальный железнодорожный музей в Аделаиде, 2007 год
Национальный железнодорожный музей в Аделаиде, 2007 год

Австралийские национальные железные дороги (Australian National Railways – ANR) насчитывают 7890 км. Дороги в этой сети имеют ширину колеи 1600 (2395 км), 1435 (2812 км) и 1067 мм (2683 км). В это количество входит 851 км железных дорог на острове Тасмания и участок в 748 км в Южной Австралии изолированный от остальной сети дорог. В сеть ANR входит Трансавстралийская железная дорога от Порт-Пири до Калгурли – протяжённость 1782 км, колея 1435 мм. Основные перевозимые по дороге грузы – полиметаллические руды, уголь, зерно, удобрения, сталь. В локомотивном парке дороги тепловозы. Грузооборот дороги в 1990 году составлял 8,112 млрд. т*км, пассажирооборот 2,3 млн. пассажирокилометров.

Локомотивы Victorian Railways, 1952 год
Локомотивы Victorian Railways, 1952 год

Железные дороги штата Квинсленд (Queensland Government Railways) имеют протяжённость 10094 км, в том числе 1992 км электрифицированы (25 кВ, 50 Гц). Компания основана в 1865 году. Компания полностью находится в государственной собственности, участие частного капитала минимально. На дороге используется колея 1067 и 1435 мм. Основные перевозимые компанией массовые грузы – уголь и сахар. При формировании угольных маршрутов используют распределённую тягу с управлением с головного локомотива, длинна таких сверхтяжёлых поездов достигает четырёх километров. В 1989 году объём перевозок составил 80,5 млн. тонн, 50,9 млн. человек. В локомотивном парке дороги тепловозы и электровозы.

Корпорация общественного транспорта штата Виктория (Victoria Public Transport Corporation) была образована в 1989 году слияние железной дороги «Victoria Line» и компании «The Met». Общая протяжённость дорог в корпорации – 5374 км. Колея – 1600 и 1435 мм. В локомотивном парке компании тепловозы и электровозы. Компания «Виктория лайн» отслуживает дороги в штате Виктория и перевозки между штатами. Основные грузы на это дороге – промышленное сырьё и зерно, развиты и контейнерные перевозки. В 1988 году объём грузоперевозок составил 9,95 млн. тонн, перевезено 5,8 млн. пассажиров. Компания «Мет» обслуживает Мельбурн и пригородные линии. Эти линии имеют ширину колеи 1600 мм и электрифицированы на постоянном токе (1,5 кВ). Объём пассажирских перевозок – 306 млн. человек.

Железные дороги штата Западная Австралия (Western Australian Government Railways – Westrail) имеют колею 1067 и 1435 мм и общую протяжённость 5553 км. В локомотивном парке дороги тепловозы. Основные грузы дороги: бокситы, железная руда, гравий, зерно. В 1989 году объём грузоперевозок по этой дороге составил 24,3 млн. тонн, пассажирских перевозок 323 тыс. человек.

Железные дороги штата Новый Южный Уэльс (State Railway Authority) имеют колею 1435 мм. Протяжённость этих дорог 9917 км, из них электрифицированы 618 км (постоянный ток, 1,5 кВ). Основные грузы дороги: руда, зерно, уголь. В 1988 году объём грузовых перевозок составил 50,2 млн. тонн, в тот же год дорога перевезла 249,3 млн. пассажиров. В локомотивном парке дороге тепловозы и электровозы (порядка 10%). Для пригородных перевозок и на отдельных направлениях для перевозок между городами используются электропоезда.

Один из паровозов Clyde Engineering
Один из паровозов Clyde Engineering
Двухэтажный электропоезд CityRail V set
Двухэтажный электропоезд CityRail V set

Производство

В Австралии несколько фирм производящих железнодорожный подвижной состав и оборудование для железных дорог. Clyde Engineering производит тепловозы (ранее производила паровозы, вагоны). Commonwealth Engineering (в недавнем прошлом Comeng Holdings) производит высокоскоростные поезда, тепловозы, электропоезда с двухэтажными вагонами, дизель-поезда, грузовые вагоны, оборудование для железнодорожного пути. United Group Rail производит и ремонтирует электро- и дизельпоезда, вагоны, хопры для перевозки угля. Фирмы Humes и Monier производят железобетонные шпалы. Австралийское подразделение австрийской фирмы Plasser & Theurer производит путевые машины.

Любопытный факт

При движении по линии Indian Pacific протяжённостью 4352 километра, поезда проходят самый длинный в мире прямой участок пути. Этот участок длинной 478 километров находится на равнине Налларбор к северу от Большого Австралийского залива. Путешествие по линии занимает 65 часов и проходит через три австралийских штата: Западная Австралия, южная Австралия и Новый Южный Уэльс. Поезда для туристов курсирующие по этой линии разделены на три класса обслуживания: платинум (премиум обслуживание, примерно соответствует новым вагонам премиум-класса), золотой сервис (или Золотой кенгуру – одноместные и двухместные купе, питание в ресторане) и красный сервис (или Красный кенгуру – по уровню обслуживания соответствует эконом-классу авиакомпаний). Во время стоянок этого поезда предусмотрены экскурсии по местным достопримечательностям.

Источники:

Copyright © Василий Зимин. Страница создана 18 июля 2009 года.

Rambler's Top100 Rambler's Top100