Ж.д. Тернополь  
 

UA English www.railway.te.ua
  пожелания  @-почта  Путеводитель
Города: Санкт-Петербург Часть 1, Часть 2, Часть 3
Страны: Австралия, Греция, Италия, Финляндия, Франция, Чехия, Южная Корея
Дороги: Кругобайкальская, Приднепровская, Северная, Северо-Кавказская
Подразделения: Локомотивное депо
Техника и технологии: Вода на железной дороге, Вагоностроение Часть 1, Часть 2
Люди: Пулльман и его вагоны, Александр Бородин

Железные дороги Финляндии

Герб Чехии
Герб Финляндии

Финляндия – это довольно большое государство на севере Европы. Столица государства – город Хельсинки. У Финляндии не очень длинная история государственности. Ранее вся она находилась под властью Швеции. Король Швеции Эрик Святой в XII веке захватил территории, где обитали финские племена. С территории Финляндии шведские правители то и дело пытались осуществлять захватнические походы на Русь, но встречали ожесточённое сопротивление. Наконец в результате русско-шведской войны 1808-1809 гг. Финляндию захватила Российская империя. Финляндии была предоставлена ограниченная автономия в составе Российской империи - было образовано Великое княжество Финляндское. До 1917 года Финляндия оставалась в составе России, а в декабре 1917 года сейм Финляндии принял декларацию о независимости. С началом Второй Мировой воны Финляндия опять попала в зависимость, на этот раз от нацисткой Германии. Окончательно освободилась Финляндия лишь после 1945 года. В недавние по геологическим меркам времена территория, где ныне находится Финляндия несколько раз оказывалась под ледниками. Это наложило отпечаток на ландшафты страны, здесь то и дело встречаются нагромождения камней принесённых откуда-то ледниками. Ныне Финляндия это член Европейского союза и Шенгенского соглашения. В Финляндии мощная промышленность, здесь развиты машиностроение, лесопереработка, целлюлозно-бумажная промышленность. Электроэнергия производится на тепловых и атомных электростанциях.

Вот она какая, Финляндия, если в двух словах. Ныне многие путешественники покупают туры в Финляндию и едут туда на автобусе или поездом (фирменным «Сибелиусом» например), однако очень немногие из них знают историю страны, обычаи. Финские железные дороги заслуживают весьма подробного отдельного рассказа. Ну что же, начнём.

Инициатива начала строительства дорог в Финляндии принадлежит императору Александру II. В то время не все финны понимали важность транспортных коммуникаций, находились также и те, кто выступал против строительства железных дорог.

Паровоз на станции Ханко
Паровоз на станции Ханко, 1893 год

Первая линия на территории Финляндии была проложена в 1862 году между городами Хельсинки и Хяменлинна. Эта линия на первых порах могла пропускать поезда со скоростью всего 25 км/ч, поэтому всадник на лошади спокойно мог обогнать поезд. В 1870 году Хельсинки (тогда Гельсингфорс) был связан железнодорожной линией с Санкт-Петербургом. В 1875 году железнодорожная линия соединила порт Ханко с Хельсинки. В июне 1876 года была завершена прокладка дороги от Тампере в Турку через Тоялан. Были объединены три крупных города Финляндии. В 1878 году Тампере соединили с Сейнаёки и Вааса. В 1890 году была построена так называемая Карельская железная дорога от Выборга, через Антреа, Вуоксенниска, Сортавалу, Йоэнсуу. Эта линия сейчас почти полностью находится на территории России. В 1909 году железная дорога пришла в город Рованиеми, столицу Лапландии.

Строительство линий в основном диктовалось потребностями развивающейся промышленности. Финансировалось оно из казны Российской империи.

После этого длительное время новые железнодорожные линии и ветви в Финляндии не строились. В 1960-е году была построена линия в обход Выборга, который по итогам Советско-Финской войны отошёл к СССР. Эта приграничная линия соединила станции Симола, Иматра и Порикалла. В 1970-е годы были проложены ещё некоторые линии соединившие север и юг страны.

Электропоезд Sm4 на заснеженной станции Керава
Электропоезд Sm4 на заснеженной станции Керава

С 1968 года на железных дорогах начала действовать программа электрификации железных дорог. Финляндия начала электрификацию довольно поздно, в других странах, в том числе и в СССР, значительные участки были электрифицированы ещё в 1930-е годы, но это дало возможность сразу выбрать лучшую систему электрификации. Электрификация велась и ведётся на переменном токе, напряжение контактной сети составляет 25 киловольт. Такая система применяется и в России и на Украине, по сравнению с электрификацией на постоянном токе, такая система электрификации более экономична. Железнодорожные линии, поезда на которых идут на электротяге почти не загрязняют окружающей среды (если не считать шума). Первые километры электрификации были сделаны в столице страны – Хельсинки. Открытие первой линии Хельсинки – Киркконумми состоялось 26 января 1969 года.

К настоящему времени электрифицированы чуть более половины линий страны. Естественно для электрификации выбирались самые грузонапряжённые направления, а также линии с большим пассажиропотоком.

Кстати говоря, в Финляндии можно увидеть электровозы, построенные в Новочеркасске. Партия из 110 электровозов серии Sr1 была изготовлена на Новочеркасском электровозостроительном заводе. Первые электровозы поступили в Финляндию в 1973 году. Это были первые электровозы в стране, до этого электрифицированные линии использовали тепловозную тягу для грузовых поездов, а пассажирское движение осуществлялось электропоездами.

Другой российский подвижной состав можно без труда встретить в Хельсинки. Когда вы отправляетесь встречать новый год в Финляндии или Лапландии (север страны), то Вы садитесь на фирменные поезда «Сибелиус» или «Репин». Вагоны этих поездов постройки российских заводов. Кстати из-за того, что колея в наших странах одинаковая поезд проходит без особой задержки, ведь смены колёсных пар не требуется.

Строительство железных дорог сыграло большую роль в развитии Финляндии. Железнодорожные станции здесь расположены непривычно густо. Если в России есть перегоны по 10-15 км (это самые короткие перегоны), но есть и по 70 км, то в Финляндии средняя длинна перегонов всего 3,4 км. Значительная часть населения Финляндии живёт в городах, через которые проходит железнодорожная линия или в пристанционных посёлках и сёлах рядом с дорогой. Поэтому у некоторых финнов не возникает потребности в обладании автомашиной - поехать в город на работу, за покупками или в театр они могут на экологически чистом электропоезде.

Логотип

Ныне железнодорожная сеть Финляндии включает в себя 5919 км железнодорожных линий с шириной колеи 1524 мм (см. карта финской железнодорожной сети на 2009 год). Ширина колеи, по историческим причинам здесь такая же, как и на пространстве бывшего Советского Союза, колея унаследована от Российской империи. Железнодорожная сеть страны формирует довольно густую и равномерную сеть в южной части страны, некоторые линии проложены в средней части и совсем их нет на севере страны. Сама железнодорожная сеть делится на отделения (видимо некоторый аналог отделения дороги в СССР) которые находятся под управлением железнодорожной финской администрации – Ratahallintokeskus. В функции этой администрации входит определение загрузки отдельных линий, диспетчерское управление перевозками, а также функции перспективного планирования развития железной дороги. Головной офис администрации находится в Хельсинки. В ведении администрации находится 5801 км дорог, из них электрифицированы 3067 км. Остаётся 118 км дорог, которые находятся в ведении их владельце – промышленных предприятий. Электрификация в Финляндии только одной системы – 25 кВ переменного тока.

Основные железнодорожные узлы Финляндии это Хельсинки, Коувола (этот город в 134 километрах к северо-востоку от Хельсинки был основан в 1875 году при прокладке железной дороги), Сейняйоки, Пиексямяки, Йоэнсу, Оулу, Тампере.

Паровоз Hr1 финских железных дорог
Паровоз Hr1 финских железных дорог выпускавшийся с 1939 года заводами Lokomo и Tampella
Всего выпущено 22 таких паровоза

Железнодорожным транспортом в Финляндии переводится 65 процентов грузов. Финны отлично понимают, что железнодорожный транспорт более экономичный и экологичный в сравнении с автомобильным. А уж экологии в Финляндии время уделяют много. Везут по железной дороге лес и пиломатериалы, продукцию химиков и металлургов, руду.

Основным железнодорожным оператором является фирма Suomen Valtion Rautatiet или коротко VR (её логотип вы видите слева). Эта компания занимается пассажирскими перевозками.

В Финляндии несколько фирм, которые строят подвижной состав для железных дорог и изготавливают разнообразное оборудование для железных дорог. Компания «Стрёмгерг» (Stromberg) основанная в 1889 году и существовавшая до 1990-х производила разнообразную электромеханическую продукцию, в том числе электромашины для электровоза Sr1. Потом эта компания вошла в состав Asea Brown Boveri. Компания «Валмет» (Valmet) созданная в 1951 году на базе мощностей военных заводов производит тепловозы, дизельпоезда и электропоезда. Ещё одна компания, которая производит оборудование для железных дорог это Nokia, производит она оборудование связи.

Обо всём необычном на железных дорогах Финляндии и о железнодорожных музеях этой страны можно будет узнать в продолжении.

Источники:

Copyright © Василий Зимин. Страница создана 27 ноября 2009 года, дополнена 1 декабря.

Rambler's Top100 Rambler's Top100