Ж.д. Тернополь  
 

UA English www.railway.te.ua
  пожелания  @-почта  Путеводитель
Города: Санкт-Петербург Часть 1, Часть 2, Часть 3
Страны: Австралия, Греция, Италия, Финляндия, Франция, Чехия, Южная Корея
Дороги: Кругобайкальская, Приднепровская, Северная, Северо-Кавказская
Подразделения: Локомотивное депо
Техника и технологии: Вода на железной дороге, Вагоностроение Часть 1, Часть 2
Люди: Пулльман и его вагоны, Александр Бородин

Железные дороги Франции. Часть 1. История.

Первая железная дорога появилась во Франции еще в 1827 году. Это была конная железная дорога, длинной 23 километра, соединившая города Сент-Этьен и Андрезье, первая железная дорога в континентальной Европе. Концессия на эту линию была получена 26 февраля 1823 года. 30 июня 1827 года по этой линии пошли первые поезда на конной тяге. Первые годы перевозили по линии только уголь. В 1832 году здесь появились и пассажирские вагоны, начались перевозки пассажиров. Правда, паровой тяги здесь не было до 1844 года и поэтому скорость поездов было всего три мили в час. В 1844 году были приобретены два паровоза Шнайдер, а в 1850 году линия закрывалась на реконструкцию, так как уже во многом отстала от уровня других дорог Европы и Франции.

Действительно, к 1850 году сеть железнодорожных линий во Франции была уже немаленькой, хотя малая индустриализация страны и её отсталость из-за Наполеоновских войн замедлили развитие железных дорог. Дорогам не хватало угля для отопления паровозов и рельс, которые было запрещено импортировать из Англии. Сдерживающим фактором являлась и мощная оппозиция. Считалось, что развитие железнодорожной сети отрицательно скажется на сельском хозяйстве страны, пострадает традиционный уклад жизни. Кроме того, это будет нарушать коммерческие интересы владельцев речных пароходств. В отличие от России или Германии, которые не имели развитой сети водных артерий, во Франции большой капитал был вложен в водный транспорт, в строительство каналов и шлюзов.

Паровоз типа 1-2-0 в Версале, 1916 год
Паровоз типа 1-2-0 в Версале, 1916 год

Первая линия с грузовым и пассажирским движением и паровой тягой появилась в 1832 году. Эта линия длиной 58 километров соединила города Лион и уже знакомый нам Сент-Этьен. Концессию на её строительство получили в июне 1827 года братья Сеген, однако строительство её началось ещё в сентябре 1826 года. Предпринимателям, стоившим эту дорогу, пришлось вложить огромные суммы в выкуп земельных участков по которым должна была пройти дорога – тогда во Франции ещё не существовало закона о конфискации земель под государственные нужды. Между Сент-Этьен и Рив-де-Жир уклон линии составлял 12-14 тысячных, следующий участок до Живорс строился с уклоном порядка 6 тысячных и наконец у Лиона линия была почти плоской. На линии было построено несколько мостов и тоннелей и виадук. Грузы по линии шли исключительно в сторону Лиона, так как поднять маломощными паровозами груженые вагоны в горку было невозможно. К 1836 году компания, эксплуатирующая линию, имела в своём распоряжении 12 паровозов и 135 вагонов. Однако и здесь, до 1844 года, использовалась также и гужевая тяга.

Электропоезд серии Z 26500
Электропоезд серии Z 26500

Эта первая железная дорога во Франции жива и по сей день, только сейчас на ней эксплуатируются современные тепловозы и электровозы, электропоезда серии Z 26500 с двухуровневыми вагонами.

В столицу Франции Париж первый поезд прибыл 24 августа 1837 года. Тогда была открыта железнодорожная линия Париж – Сен-Жермен-ан-Ле протяжённостью 18 миль. Позднее, из-за переноса местоположения вокзала в Париже длина линии сократилась до 20,4 км. На линии использовалась стандартная европейская колея – 1435 мм. Линия проложена по равнине и поэтому при её строительстве не возникало особых трудностей: не требовалось строить значительных по размерам искусственных сооружений (кроме двух деревянных мостов через Сену) или кривых малого радиуса. Линия была однопутной и не имела промежуточных станций.

Именно для этой линии был построен знаменитый вокзал Сен-Лазар. Первый вокзал был небольшим деревянным павильоном у площади Европы. Несколько раз он перестраивался, менялось даже его местоположение, и наконец в 1889 году, перестроенный по проекту архитектора Жюста Лишь, вокзал обрёл нынешний вид. Этот вокзал долгое время, с 1867 по 1972 год, занимал первое место во Франции по пассажиропотоку. В 1867 году в открытии нового здания вокзала, построенного к Всемирной парижской выставке 1867 года принимали участие император Франции Наполеон III, российский император Александр II и австрийский император. В 1877 году художник Клод Моне запечатлел вокзал на серии своих картин. Ныне вокзал является одной из достопримечательностей Парижа, Вам не миновать его, если Вы приобретаете туры во Францию. Тем более я советую посетить Вам этот вокзал если Вы интересуетесь железнодорожной техникой. Следует уточнить, что своё название Сен-Лазар получил по одноимённой Парижской улице, вблизи которой он расположен, и случилось это не сразу, а только после того, как он поменял свое местоположение в 1842 году.

Вокзал Сен-Лазар на картине Клода Моне
Вокзал Сен-Лазар на картине Клода Моне

Открытие линии состоялось в присутствии королевской семьи. Первый поезд 24 августа прошёл всю линию за 25 минут. 26 августа линия была открыта для всех, парижане и парижанки устремились на невиданный доселе аттракцион. В первый же день было перевезено 18 тысяч пассажиров. Сразу же оценили парижане скоростные достоинства новой линии. Ранее поездка на гужевой повозке, которая в Париже имела прозвище «Кукушка», занимала 5-6 часов, а теперь на это уходило полчаса. Поезда по новой линии курсировали через каждые полтора часа, начиная с 6 утра, с небольшим перерывом в обед, движение заканчивалось в половине девятого вечера. В 1838 году был проложен второй путь и построены две промежуточные станции. Пропускная способность линии увеличилась.

К 1927 году линия была электрифицирована (использовался третий рельс) на постоянном токе напряжением 650 вольт. В 1966 году электрификация была выполнена уже на переменном токе с напряжением 25 киловольт, с подачей напряжения через контактную сеть. В 1972 году линия вошла в состав линии A пригородной железнодорожной компании RER. Ныне на этой линии эксплуатируются современные электропоезда.

В 1838 году по предложению Алексиса Легранда во Франции стала складываться система железнодорожных линий с центром в Париже. Все дороги в Римской империи вели в Рим, а во Франции железнодорожные линии должны были вести в Париж. Аналогичная схема, кстати говоря, сложилась и в России, но только в Российской империи это произошло в силу естественных устремлений строителей, а во Франции был издан специальный законопроект. По состоянию на конец 1841 года во Франции насчитывалось 319 километров железнодорожных линий. В то же время в других странах положение было существенно лучше: в Англии было построено уже 2521 км, в Германии 627 км, в Бельгии 378. В США к тому моменту эксплуатировалось уже 5800 км дорог и строилось еще 15,5 тысяч км. 11 июня 1842 года был принят специальный закон, который впоследствии часто будут называть «Звезда Легранда». Закон знаменует собой веху в строительстве железных дорог во Франции после длительного периода проб и ошибок. По нему предусматривалось строительство основных линий страны, которые должны были соединить морские порты на побережье и границы с другими государствами с Парижем. Этим же законом существенно упрощалось изъятие земель под постройку линий, что сделало их строительство куда более дешёвым. После принятия закона темпы железнодорожного строительства возросли. В 1843-1844 годах компании действующие в Руане и Орлеане получили существенную прибыль, что только подкрепило намерения инвесторов. Как грибы стали возникать новые линии:

Схема линий TGV во Франции
Схема линий TGV во Франции

Линия Париж – Страсбург хотя и была построена французами, но вела в сторону Германии, в частности по землям, на которые Германия претендовала. В результате после окончания Первой Мировой войны компания перешла под контроль имперских железных дорог Эльзас-Лотарингии и вернулась под контроль Франции лишь после Второй Мировой войны. Эта линия протяженностью 500 км равнинная, на ней мало кривых. В 1960 году была проведена её электрификация на переменном токе. Поэтому линия хорошо подходила для создания скоростного движения. Хотя первая линия специально для TGV и была построена между Парижем и Леоном в 1981 году, но ныне многие линии страны переделаны под эти высокоскоростные поезда. Даже если Вы приехали на горнолыжные курорты Франции на юго-востоке страны, то не избежите поездок по линиям TGV (конечно если Вы не прилетели на сам курорт). TGV курсировали с 1994 года и по линии Париж – Страсбург.

Есть и такие линии, переделка которых под высокоскоростное движение невозможна или нецелесообразна (ведь TGV требует кривых очень большого радиуса). Такие линии остаются чисто грузовыми, а рядом строятся линии-дублёры.

До 2007 года, когда были запущены поезда по линии TGV-EST, линия Париж – Страсбург являлась самой лучшей и скоростной на Французских железных дорогах (SNCF). Ранее здесь ходили поезда Trans-Europ-Express, сейчас обращаются поезда с высококомфортными вагонами Corail. А TGV-EST или восточноевропейская сеть TGV предусматривает не только охват высокоскоростными железнодорожными линиями многих государств объединённой Европы, но и дальнейшее увеличение маршрутной скорости на линиях TGV.

Источники:

Copyright © Василий Зимин. Страница создана 11 января 2010 года.

Rambler's Top100 Rambler's Top100