Ж.д. Тернополь  
 

UA English www.railway.te.ua
  пожелания  @-почта  Путеводитель
Города: Санкт-Петербург Часть 1, Часть 2, Часть 3
Страны: Австралия, Греция, Италия, Финляндия, Франция, Чехия, Южная Корея
Дороги: Кругобайкальская, Приднепровская, Северная, Северо-Кавказская
Подразделения: Локомотивное депо
Техника и технологии: Вода на железной дороге, Вагоностроение Часть 1, Часть 2
Люди: Пулльман и его вагоны, Александр Бородин

Железные дороги Греции

Греция, Греческая республика, Эллада… Это древнее государство на юге Европы, в восточной части Средиземноморья. Все мы изучали в школе историю древней Греции, многие даже помнят, что столица Греции – Афины. И конечно же все знают об спартанцах, Олимпе, битве при Марафоне. Именно здесь зарождались и развивались многие направления искусства, здесь проводились игры Олимпиады. В этой статье не будет полного и скрупулезного рассказа об истории Греции, но мы расскажем Вам об истории железнодорожного транспорта на этой древней земле, дадим несколько советов для тех, кто приобретает туры в Грецию и планирует отправиться туда, с целью отдохнуть и посмотреть на страну.

Тепловоз на дорогах Греции
Тепловоз на дорогах Греции

История

С XIV века у Греции не было своей государственности, она являлась частью Османской империи. И вот в 1832 году Греция, в результате Греческой революции, получила, наконец, независимость от Османской империи. В это время в Великобритании и некоторых других европейских государствах уже строились железные дороги. В 1835 году появился план построить первую железнодорожную линию на территории Греции, она должна была связать столицу Греции Афины с портом Пирей. Однако первые планы железнодорожного строительства невероятно долго согласовывались. Лишь спустя двадцать два года, в 1857 году был подписан контракт, началось строительство. Целых 12 лет потребовалось, чтобы проложить линию длинной всего 8800 метров (ширина колеи 1000 мм), завершилось строительство в 1869 году. Этой старейшей в Греции линией владела до 1954 года частная железнодорожная компания «Piraeus, Athens and Peloponnese Railways» (Железные дороги Пирей, Афин и Пелопоннеса). В 1954 году компания была национализирована, а в 1962 году была передана под управление Греческих государственных железных дорог.

В 1881 году премьер-министр страну Александрос Кумундурос, желая интенсифицировать железнодорожное строительство и тем самым подтолкнуть к развитию экономику всей страны подписал четыре контракта на прокладку линий стандартной колеи. Однако спустя всего один год на смену ему пришёл Харилаос Трикупис и все контракты на постройку дорог были отменены. Вместо дорог нормальной европейской колеи Трикупис предложил строить 417 километров линий с шириной колеи в один метр. Новый премьер-министр решил попросту сэкономить на строительных затратах при этом забывая о том, что прокладываемая железнодорожная сеть обойдётся дороже в эксплуатации и к тому же останется тупиковой. Линии железной дороги по плану Трикуписа строили целых 25 лет. Они соединили порт Волос с городом Каламбака, а Афины были соединены с городом Лаврион.

В самом конце XIX века строительство дорог оживилось. К 1909 году было проложено уже 1606 километров железнодорожных линий, в том числе и линии стандартной колеи. В 1918 году была завершена ширококолейная линия Афины – Салоники длиной 506 километров.

Станция Каламбака
Станция Каламбака

В 1920 году через Грецию начал курсировать «Восточный экспресс».

С 1884 по 1955 год существовала железнодорожная компания «Фессалия рэйлвэй» которая владела линией с метровой шириной колеи от города Волос до города Лариса с ответвлением на город Каламбака. В 1960 году, уже после поглощения компании Греческими государственными железными дорогами от Ларисы до Волоса линия была перешита на стандартную колею. Техника оставшаяся от линии представлена в железнодорожном музее в городе Волос. Станция Волос, кстати, интересна тем, что в прошлом здесь стыковались дороги с разной колёй: 1435 мм, 1000 мм и 600 мм. Ответвление Велестино – Каламбака поддерживается и ныне железнодорожными энтузиастами в рабочем состоянии, но используется редко.

Нынешнее состояние дорог

Старый и новый логотипы Hellenic Railways
Старый и новый логотипы Hellenic Railways

Ныне, как и в большинстве стран Европейского союза, железнодорожную инфраструктуру контролирует и обслуживает одна железнодорожная компания, а обеспечивает перевозки другая компания. Владеет железнодорожной сетью государственная компания «Hellenic State Railways».

На 2005 год длина железнодорожных линий Греции составляла 2571 км, из них 1565 км с шириной колеи 1435 мм, а остальные линии были узкоколейными, с шириной колеи в 600 мм, 750 мм и 1000 мм. 764 километра линий нормальной колеи электрифицированы (переменный ток, 25 кВ). Железнодорожная сеть Греции состоит из двух основных линий и примыкающих к ним ветвей: линия нормальной колеи от Афин на север Греции и линия с шириной колеи 1000 мм от Афин на Пелопоннес.

Прокладка железнодорожной линии в Греции. Нажмите чтобы увеличить (осторожно, 200 килобайт)
Прокладка железнодорожной линии в Греции

Хотя сейчас ведущее место в перевозках внутри Греции занимает автомобильный транспорт, на долю железнодорожного транспорта приходится весомая часть грузооборота и пассажиропотока. В последние годы железнодорожный транспорт в Греции интенсивно развивался, строились новые линии, вторые пути на существующих линиях, электрифицировались наиболее грузонапряжённые маршруты, менялся локомотивный парк, модернизировались системы сигнализации и связи, перешивались на нормальную европейскую колею узкоколейные линии.

Наиболее грузонапряжённые участки находятся вблизи крупных городов, в частности возле Афин. Железнодорожная линия обслуживает Афинский международный аэропорт «Элефтериос Венизелос». Так что своё путешествие по железной дороге туристы могут начать прямо с прибытия в Афины самолётом.Сейчас очень популярен детский отдых в Греции. Кроме собственно отдыха в приятном средиземноморском климате, купания в море и загара, Вы и Ваш ребёнок получают возможность окунуться в историю древней страны, узнать и увидёть всё своими глазами. В Афинах, Салониках и городе Волос на восточном побережье Балканского полуострова работают железнодорожные музеи. Обязательно посетите хотя бы один из таких музеев, а если удастся, то и прокатитесь на поезде с паровой тягой.

Железнодорожный путь проложен во многих местах по живописной местности через тоннели и виадуки. Вблизи от Афин прямо из поезда можно увидеть жилище богов – гору Олимп.

От Афин до Салоник на поезде можно добраться за 4 часа и 15 минут, если выбрать поезд-экспресс, за 5 часов если выбрать Intercity и за 6 часов если добираться обычным поездом. Крупные станции с большим потоком грузов и пассажиров – это Салоники и Лариса. Не удивляйтесь, есть и такой город - Лариса! Кстати говоря, в летний период курсирует беспересадочный вагон Москва – Салоники. Вагон следует через Брянск, Киев, Львов, Чоп, Будапешт, Белград.

Линия Салоники – Александруполис – Пытхио – Орменио длиной 615 км проходит вблизи наиболее крупных городов Восточной Македонии и Фракии: Серрес, Драма, Ксанти, Комотини. Участок этой линии от Ставроуполи до Токсотай проходит по живописной долине реки Места. Эта линия от Александруполиса продолжается на север по долине реки Марица, вдоль границы Греции и Турции, а затем ещё дальше на север к болгарскому городу Сливенград.

Схема железных дорог Греции
Схема железных дорог Греции

Линия Салоники – Эдесса – Флорина ранее связывала Грецию с городом Битола на юго-западе Македонии. Однако ныне этот пограничный переход не используется, обмен поездами идёт по станциям Идомени и Гевгелия.

Зубчатая железная дорога Diakofto Kalavrita
Зубчатая железная дорога
Diakofto Kalavrita

Железнодорожная сеть с колеёй метровой ширины на Пелопоннесе принадлежит государственной железнодорожной компании «Hellenic State Railways».

Железнодорожная линия Киато – Потрас проходит по живописной гористой местности на северном побережье Пелопоннеса. На станции Диакопто эта линия стыкуется с зубчатой железнодорожной линией «Diakofto Kalavrita Railway». Эта линия с шириной колеи 750 мм длинной 22346 метров проходит по склонам гор и поднимается на высоту 720 метров. Уклоны достигают 175 тысячных. Для того, чтобы локомотив мог везти по такому крутому склону поезд, между рельсами уложена зубчатая рейка в зацепление с которой входят зубчатые колёса закреплённое на ведущих колёсных парах локомотива. Скорость на этой дороге не превышает 40 км/час.

С августа 2009 года движение по линии Киато – Потрас приостановлено для перешивки с метровой колеи на стандартную.

От города Волос к городу Милес ведёт изолированная от остальной железнодорожной сети линия длинной 27 километров с шириной колеи 600 мм. Эта линия была построена в 1903 – 1906 гг. итальянским инженером Эваристо Де Кирико. Ныне здесь дважды в неделю ходит туристический поезд. Иногда его ведёт паровоз, их на линии сохранилось два, оба имеют осевую формулу 1-3-0. Вокзал на станции Милес превращён в ресторан с гостиничными номерами.

Если Вы решили путешествовать по Греции на поезде, то за исключением горных узкоколеек можно рекомендовать поездки в первом классе. Только места нужно резервировать заранее. Не имея зарезервированных мест, вы рискуете ехать стоя или сидя на собственных чемоданах.

Доехать до города Салоники можно и из Болгарии – из Софии ходят несколько поездов в сутки. Этот совет пригодится Вам, если у Вас запланирован тур по нескольким странам.

Собственных предприятий производящих подвижной состав в Греции не было. Все локомотивы, вагоны, моторвагонный подвижной состав приобретаются у зарубежных партнёров. В 2000-е годы была предпринята попытка начать в Греции строительство вагонов грузового парка, но результаты этой попытки неизвестны. Приобретаются электровозы Siemens, тепловозы Adtranz, рельсовые автобусы Adtranz / Stadler GTW.

Источники:

Copyright © Василий Зимин. Страница создана 8 сентября 2009 года.

Rambler's Top100 Rambler's Top100