Ж.д. Тернополь  
 

UA English www.railway.te.ua
  пожелания  @-почта  Путеводитель
Города: Санкт-Петербург Часть 1, Часть 2, Часть 3
Страны: Австралия, Греция, Италия, Финляндия, Франция, Чехия, Южная Корея
Дороги: Кругобайкальская, Приднепровская, Северная, Северо-Кавказская
Подразделения: Локомотивное депо
Техника и технологии: Вода на железной дороге, Вагоностроение Часть 1, Часть 2
Люди: Пулльман и его вагоны, Александр Бородин

Железные дороги Италии

Герб Италии
Герб Италии

Все дороги ведут в Рим. Вот и мы добрались в череде статей о железных дорогах разных стран до статьи о железной дороге на Апеннинском полуострове.

Первые железнодорожные линии

Железные дороги в Италии появились довольно рано, ещё в 1839 году, всего через четырнадцать лет после первой железной дороги в Великобритании. Первая линия, соединившая район Неаполя называемый Корсо Гарибальди у самого подножия Везувия и королевский дворец в местечке Портичи была небольшой, всего 7 километров 250 метров. Однако её открытие стало большим событием в Италии и оно увековечено на картине художника Сальваторе Фергола. Линия была открыта 3 октября, а уже к концу 1839 года было перевезено 131 116 пассажиров.

Открытие линии Неаполь - Портичи. Нажмите чтобы увеличить (осторожно, 170 килобайт)
Открытие линии Неаполь – Портичи

Эту железнодорожную линию строил по разрешению полученного от короля обоих Сицилий Фердинанда II француз Арманд Байярд. Дорога должна была соединить Неаполь с городком Ночера-Инферьоре на Сорентийском полуострове. Длинна дороги должна была составить 35,8 км, но предусматривалось её возможное продление до Салерно и Авеллино. Линия строилась на стальных кованых рельсах установленных на больших кубических камнях утопленных в землю (к тому времени шпалы ещё не изобрели). Четыре первых локомотива были закуплены для линии в Англии, все они получали собственные имена: Везувий, Лонгридж, Байярд, Орёл. Традиция давать паровозам имена закрепилась, и ещё долго здесь эксплуатировали паровозы с именами Помпеи, Сорренто, Робертсон, Мария Тереза. Вагоны были построены в Италии. В 1846 году Арманд Байярд получил концессию на продление линии до Салерно и Авеллино.

Самая старая железнодорожная линия Италии сегодня не забыта, она используется сельскохозяйственным факультетом местного университета. Один из паровозов (Байярд) эксплуатировавшихся на этой линии, в том самом 1839 году, сохраняется в национальном железнодорожном музее Неаполя. Мне неизвестно предусматривают ли экскурсионные туры в Италию посещение таких вот интересных для энтузиастов железных дорог музеев. Если в Вашем туре такого нет – хоть как то сбегите от гида на время, лучше на день и посетите музей, думаю, воспоминания о вашей туристической поездке станут намного ярче.

В ноябре 1839 года фирма Holzammer из города Больцано принадлежавшая Джованни Путцеру получила от Австрийского императора привилегию на постройку железнодорожной линии Милан – Монца протяжённостью 12 километров. Ныне это Италия, а тогда это было Ломбардо-Венецианское королевство, по сути, им владела Австрия. Проектировал железнодорожную линию итальянский инженер Джулио Сарти. Меньше чем за один год была построена эта линия с двумя станциями – 18 августа 1840 года эта линия была открыта. Здесь также как и на первой итальянской линии, рельсы были укреплены на камнях. Движением поездов руководили сигналисты, которые дежурили на высоких башнях установленных в пределах прямой видимости друг от друга. Передача информации между сигналистами осуществлялась с помощью оптических и акустических сигналов.

По линии первое время ежедневно курсировали 4 пары поездов, но вскоре расписание изменили и стало 6 пар поездов, интервалы между отдельными поездами доходили до 20 минут. Паровозы были английского производства постройки Джорджа Ренни и Роберта Стивенсона. Имелся 21 пассажирский вагон. Эта небольшая линия к концу 1840 года перевезла 150 тысяч пассажиров.

Для обеспечения железных дорог своими локомотивами в 1852 году был построен паровозостроительный завод в Генуе. В 1854 году этот завод построил первый паровоз, испытывал его Джованни Ансальдо – молодой итальянский инженер, поставленный банкирами и промышленниками во главе нового завода. Позднее этот завод разросся в огромный машиностроительный концерн «Ansaldo» выпускавший суда, авиадвигатели, локомотивы, вплоть до оборудования для атомной энергетики.

Железнодорожный вокзал Турина
Железнодорожный вокзал Турина третий по размеру пассажиропотока в Италии после Рима и Милана.
Он принимает 350 поездов в сутки

Встречались на пути строительства железных дорог в Италии непредвиденные неприятности и трудности. Папа римский Григорий XVI решил, что строительство железной дороги является дьявольским занятием. Однако в 1846 году Григорий XVI умер, а его приемник Пий IX ничего не имел против железной дороги и с его приходом к власти проектирование и строительство дорог пошло быстрыми темпами.

Войны за независимость Италии (1848, 1859, 1866 гг.) несколько затормозили развитие железнодорожной сети. Кроме того, эти войны преподнесли итальянцам урок: австрийцы и французы использовали железные дороги для переброски войск к линии фронта, а также использовали железнодорожную насыпь как фортификационное укрепление.

В 1856 году была открыта первая железнодорожная линия, проходившая через Папскую область. Дорога связывала Рим (вокзал Термини) и город Фраскати. По линии протяжённостью 23,6 километров курсировали ежедневно пять пар поездов по шесть вагонов. На этой линии пришлось строить первый в Италии железнодорожный тоннель. В 1944 году упомянутый тоннель использовался вермахтом для того, чтобы скрыть от авиации орудия калибром 280 мм использовавшиеся для обстрела союзного десанта высадившегося в районе Анцьо.

В 1866 году было открыто движение по линии длинной 72,6 километра связавшей Рим с городом-портом Чивитавеккья расположенном на побережье Тирренского моря. Линию построили быстро: 950 работников разделённые на 27 бригад строили её одновременно на всём протяжении. Паровозы для линии прибыли из Франции, рельсы были приобретены на заводе в Ньюкасле (Англия). Имелось 46 пассажирских вагонов (21 первого класса и 25 второго). Первое время ходило 2 пары поездов в сутки.

К окончанию Рисорджементо (так называется период борьбы за политическое объединение Италии) в стране существовало уже 2370 километров железнодорожных линий, в том числе в Пьемонте 850 км, в Ломбардии-Венеции – 522 км, в Тоскане – 257 км, в Папской провинции – 317 км. К тому времени была уже железнодорожная магистраль на острове Сицилия (Палермо – Багерия). Железные дороги находились в частном владении, большей частью были изолированы друг от друга, имели собственный подвижной состав, весьма разнотипный. Первые попытки объединения железных дорог Италии были предприняты в 1865 году. Были созданы пять концессионных компаний, в ведение которых были переданы основные железнодорожные линии страны. Эти же компании строили новые линии.

В 1875 году по инициативе этих компаний была предпринята попытка их объединения, однако это натолкнулось на непонимание в правительстве и объединение не состоялось. Лишь в 1878 и 1880 гг. компании Societa per le Ferrovie dell'Alta Italia и Societa per le strade ferrate romane, общей протяжённостью 4592 км, перешли под государственное управление, позволившее объединить их усилия.

Дизель-поезд в Италии, 1960 год
Дизель-поезд в Италии, 1960 год

Конвенция 1884 года

23 апреля 1884 года была заключена конвекция сроком на 60 лет между государством и тремя частными компаниями. Эта конвекция была утверждена 6 марта 1885 года. Конвекцией были предусмотрены контроль со стороны государства в строительстве и эксплуатации дорог. Компании должны были эксплуатировать переданные им железнодорожные линии (в основном эти линии пролегали по побережью Апеннинского полуострова и острова Сицилия) отчисляя государству некоторые суммы за эксплуатацию линий, строить новые линии. Однако экономическое положение компаний очень скоро стало бедственным. Они оставляли в работе лишь те линии и участки, которые давали прибыль. Тем не менее, в эти годы длина железнодорожной сети выросла до десяти с половиной тысяч километров.

Стабилизация

Правительством Джованни Джолитти в 1905 году были предприняты меры по стабилизации положения на железнодорожном транспорте и в железнодорожном строительстве. Именно тогда была создана компания «Ferrovie dello stato» существующая и поныне. Ей было передано 9868 км дорог принадлежавших государству, затем, за счёт выкупа у частных компаний, длина линий доведена до 13075 км, включая 1917 км двухпутных участков.

Генеральным директором компании был назначен Риккардо Бьянки руководившей до этого железнодорожной компанией Сицилии. Стабилизация дел на транспорте и развитие сети было делом трудным. Мешал этому стремительно устаревающий парк подвижного состава. Необходимо было разработать единые правила, нормы и инструкции для работников железнодорожной сети. Руководством компании был создан центральный директорат, 13 служб и генеральная инспекция. Работой на местах руководили 8 управлений.

Продолжение следует…

Источники:

Copyright © Василий Зимин. Страница создана 16 августа 2009 года.

Rambler's Top100 Rambler's Top100