Ж.д. Тернополь  
 

UA English www.railway.te.ua
  пожелания  @-почта  Путеводитель
Города: Санкт-Петербург Часть 1, Часть 2, Часть 3
Страны: Австралия, Греция, Италия, Финляндия, Франция, Чехия, Южная Корея
Дороги: Кругобайкальская, Приднепровская, Северная, Северо-Кавказская
Подразделения: Локомотивное депо
Техника и технологии: Вода на железной дороге, Вагоностроение Часть 1, Часть 2
Люди: Пулльман и его вагоны, Александр Бородин

Приднепровская железная дорога

Приднепровская железная дорога – это сейчас составная часть Государственной администрации железнодорожного транспорта Украины – «Укрзализниц». Дорога сейчас состоит из четырёх отделений – Днепропетровского, Криворожского, Запорожского, Крымского. Эксплуатационная длина дороги составляет 3250 км. Дорога обслуживает крупные промышленные центры Украины – Днепропетровск, Запорожье, Днепродзержинск, Кривой Рог, Павлоград, Никополь, Новомосковск. В том числе связывает Донбасс с Криворожским железорудным бассейном. Велико значение и пассажирских перевозок. Интенсивный пассажирообмен существует с Московской, Донецкой, Одесской, Юго-Западной, Северо-Кавказской, Октябрьской, Львовской железными дорогами. Управление железной дороги находится в Днепропетровске.

Впервые железнодорожная колея появилась на территории нынешней Приднепровской более 130 лет назад. Первый участок дороги от Лозовой до Александровска (Запорожье) с ветвью на Нижнеднепровск (у Екатеринослава) протяжённостью в 208 вёрст был сдан в эксплуатацию в 1873 году. До 1936 года дорога называлась Екатерининской, а после была переименована в Сталинскую железную дорогу. Центры отделений располагались тогда в Симфирополе, Мелитополе, Долгинцево, Днепропетровске.

Вокзал города Джанкой
Вокзал города Джанкой

Тяжелые испытания на дорогу выпали в годы Великой Отечественной войны. На территории дороги походили тяжелейшие оборонительные бои, в том числе и легендарная оборона Севастополя в начальном периоде войны и мощнейшие наступательные операции 1943-44 годов, опять же освобождение Крыма. Железнодорожники осуществляли снабжение войск, нередко под огнём противника оперативно восстанавливали путь и подвижной состав. Большое количество железнодорожников участвовали в боевых операциях, а также в партизанском движении в период оккупации.

Огромен и трудовой вклад железнодорожников в восстановлении дороги в послевоенные годы. Поистине героическими усилиями дорога была не только восстановлена, проведена коренная реконструкция, построены новые станции и вокзалы. Дорога в кратчайшие сроки вошла в транспортную сеть великой страны. В 1958 году Сталинская железная дорога стала именоваться Приднепровской железной дорогой.

В период 1960-1970 гг. дорога стремительно развивалась. Главное направление дороги (Лозовая – Запорожье – Симферополь– Севастополь) переведено на электрическую тягу, электрифицированы основные широтные направления и пригородные участки. Электрической тягой выполнялось 77% всего грузооборота, остальное – тепловозной. Паровозы, некогда главенствовавшие на дороге ушли в запас. Поскольку дорога всегда носила важное значение здесь эксплуатировались паровозы ФД и П-36.

Электровоз ДЭ1
Электровоз ДЭ1

На начало 70-ых годов прошлого века эксплуатационная длина дороги составила 3275,9 км, что составляло 2,4% от общей протяженности железных дорог СССР на тот период.

Сегодня дорога динамично развивается, ведутся планомерные работы по обновлению локомотивного парка. В период 2005-2006 годов были закуплены 8 электровозов серии ДЭ Днепропетровского НПК «Электровозостроение», пассажирские вагоны производства Крюковского завода и порядка 250 грузовых вагонов. В 2006 году ежемесячно приобреталось по одному электропоезду ЭПЛ-2Т у ОАО «Лугансктепловоз». В 2008 году дорога получила 15 новых электровозов ВЛ11М и ДЕ1).

Улучшается сервис в пассажирском хозяйстве железной дороги. В 2008 году введено в эксплуатацию 10 новых пассажирских вагонов российского производства, а также ещё 15 вагонов построенных на Крюковском вагоностроительном заводе. Все новые вагоны оснащены вакуумными туалетами и системами кондиционирования воздуха, стеклопакетами и автоматической блокировкой дверей, при скорости больше 5 км/час. Каждое купе будет оснащено телевизором, а в купе проводника установлен холодильник и микроволновая печь.

Большое значение Приднепровская дорога придаёт пассажирским перевозкам. Тому способствует выгодное географическое положение. Значительную долю составляет перемещение пассажиров в Крым и обратно по линии Лозовая – Запорожье – Мелитополь – Джанкой и далее к местам массового отдыха и лечения: Евпатория, Симферополь, Феодосия, Керчь. В 1990 году пассажирооборот составил около 12 млрд. пассажиро-километров (включая пригородные перевозки).

В 2009 году Приднепровской железной дорогой было назначено 12 пар летних пассажирских поездов, в основном - в крымском направлении. Одним из основных направлений является Евапатория, где находится большое количество санаториев и здравниц, славившихся ещё с советских времен, таких как санаторий Днепр в Евпатории, Орленок, Смарагдовый, Прометей и ряд других. Для доставки пассажиров в санатории Евпатории, Феодосии и Симферополя помимо круглогодичных поездов, в летнее время, а также на период праздников вводятся дополнительные поезда Севастополь – Москва, Симферополь – Москва, Евпатория – Москва и Феодосия – Москва. Также были назначены 3 пары детских поездов из Днепропетровска в Симферополь, Евпаторию и Феодосию.

Трамвай в Евпатории
Санатории в Евпатории привлекают тысячи отдыхающих. От вокзала по городу всех развозит такой вот трамвай

Ныне в планах государственного предприятия «Укрзалізниця» – построить окружную железнодорожную линию вдоль крымского побережья. По информации пресс-службы Приднепровской железной дороги, данная железная дорога будет соединять все крупные курортные города Крыма и выполнять не только транспортную, но и экскурсионную функции.

Ныне в планах государственного предприятия «Укрзалізниця» – построить окружную железнодорожную линию вдоль крымского побережья. По информации пресс-службы Приднепровской железной дороги, данная железная дорога будет соединять все крупные курортные города Крыма и выполнять не только транспортную, но и экскурсионную функции. «Хотим сделать так, чтобы человек сел, например, в Евпатории и вдоль морского побережья мог приехать в Ялту, не заезжая при этом в Симферополь», – отметили в дирекции Приднепровской дороги.

Кстати, по историческим данным, такую дорогу в Крыму планировалось построить ещё до Великой Отечественной войны, тогда были разработаны соответствующие схемы и карты прокладки линии. Кроме того, на отдельных участках морского побережья Крыма железная дорога существовала, однако во время войны она была разрушена. В дирекции Приднепровской железной дороги считают, что в случае наличия достаточных денежных средств на строительство окружной железной дороги вдоль морского побережья Крыма потребуется менее года.

Дорога идёт в ногу со временем и смело смотрит в будущее. Она должна внести свой вклад в подготовку к проведению чемпионата Европы по футболу 2012 года. Планируется реконструировать Южный вокзал в Днепропетровске и развить инфрастуктуру станции Нижнеднепровск.

Уникальной паромной переправой между станциями Крым и Кавказ дорога была связана с Кавказом. Увы, сейчас эта переправа не действует, но иногда возникают разговоры о её возобновлении или даже о строительстве моста через Керченский пролив.

В Днепропетровске сосредоточены несколько крупных железнодорожных предприятий: тепловозоремонтный завод, электровозостроительный завод, стрелочный завод.

Источники:

Copyright © Василий Зимин. Страница создана 19 октября 2009 года.

Rambler's Top100 Rambler's Top100