Ж.д. Тернополь  
 

UA English www.railway.te.ua
  пожелания  @-почта  Путеводитель
Города: Санкт-Петербург Часть 1, Часть 2, Часть 3
Страны: Австралия, Греция, Италия, Финляндия, Франция, Чехия, Южная Корея
Дороги: Кругобайкальская, Приднепровская, Северная, Северо-Кавказская
Подразделения: Локомотивное депо
Техника и технологии: Вода на железной дороге, Вагоностроение Часть 1, Часть 2
Люди: Пулльман и его вагоны, Александр Бородин
pullman.shtml

Джордж Мортимер Пулльман и его вагоны

В 1831 году в небольшой деревне Броктон в штате Нью-Йорк, по соседству с озером Эри, родился человек, который во многом изменил историю железных дорог, а его фамилией называют ныне и вагоны и лимузины.

Джордж Мортимер Пулльман
Джордж Мортимер Пулльман

3 марта 1831 года на свет появился будущий изобретатель и промышленник Джордж Мортимер Пулльман. Вскоре его семья переехала в деревню Альбион в штате Нью-Йорк. Парень рос смышленым, а в 14 лет он бросил школу и отправился в Чикаго.

Чикаго, был построен в болотистой местности на берегу озера Мичиган. Канализация в Чикаго по сути не работала – не было стока. Всё это ухудшало санитарную обстановку в городе, случались эпидемии брюшного тифа и дизентерии. Пулльман был одним из инженеров предложивших повысить уровень улиц на 6-8 футов (183-244 см). По технологии разработанной группой инженеров с участием Пулльмана поднимали винтовыми домкратами даже здания в 6-8 этажей. Так Пулльман зарабатывал авторитет как изобретатель и инженер.

Спальный вагон 1838 года и интерьер Пулльмановского вагона
Спальный вагон 1838 года и
интерьер Пулльмановского вагона

С 1859 по 1863 год Джордж Пулльман работал золотым брокером в городе Золото, в Колорадо. Тут он накопил деньги и встретил своего будущего делового партнёра Ганнибала Кимбалла.

Большим событием в жизни изобретателя было создание им в 1867 году комфортабельного спального вагона. Пассажирские вагоны до этого не баловали путешественника удобствами. Пассажиры могли сидёть на жёстких или полужёстких сидениях. Стали появляться спальные вагоны – в них места для сидения на ночь превращались в места для лежания (см. на рисунке справа). Пенсильванская железная дорога, впервые такие вагоны применившая в 1836 году, выдавала пассажирам на ночь соломенные тюфяки.

К тому времени Пулльман владел машиностроительным заводом, строившим среди прочего и пассажирские вагоны. Что натолкнуло Пульмана на мысль о повышении комфорта пассажиров доподлинно неизвестно, возможно это было путешествие на комфортабельной яхте по каналу Эри. Первый вагон с новым оборудованием пассажирского салона был завершён в 1864 году. В таком вагоне в 1865 году тело 16-го президента США Авраама Линкольна было доставлено из Вашингтона в Спрингфилд, к месту его захоронения. Вагон стал известен на национальном уровне, и на такое оснащение салона стали поступать заказы, несмотря на то, что это увеличивало стоимость вагона почти в пять раз.

Первый Пулльмановский вагон
Первый Пулльмановский вагон

Вы сами можете сравнить интерьеры спального вагона модели 1838 года и вагона Пульмана – аскетизм уступил место если не роскоши, то, по меньшей мере, удобству с элементами роскоши. На фото справа внизу интерьер салона Пульмановского вагона в железнодорожном музее города Саскатун, провинция Саскачеван, Канада.

Билеты в вагоны Пулльмана стали продавать как «роскошь доступная для среднего класса».

Уже в 1867 году Пулльман представил на рынок ещё одну новинку – вагон-ресторан. В 1868 году на железную дорогу вышел вагон-ресторан в котором изысканная кухня соответствовала известным ресторанам Delmonico.

Постепенно пульмановские вагоны, как и сама фамилия, стали бредом или именем нарицательным. Пульмановскими отныне именовали уже не только вагоны компании Пулльмана, но и любые комфортабельные вагоны, в том числе и вагоны, строившиеся в Европе.

В 1880 году купил за 800 тысяч долларов 16 квадратных километров неподалёку от озера Калумет, рядом с Чикаго. Там Пулльман решил строить свой новый завод. Для того, чтобы решить кадровую проблему там же был построен городок для рабочих, в котором кроме жилья были торговые заведения, храмы, театры, парки, гостиницы, библиотеки. Пулльман считал, что созданная им инфраструктура создаст хорошие условия для жизни его работников. Идеи Пулльмана были высоко оценены американской прессой.

В этом городке Пулльман правил, словно феодальный барон. Им были запрещены независимые газеты, публичные выступления, любые собрания, частные благотворительные организации. Инспекторы, назначенные Пулльманом, регулярно обходили дома рабочих и проверяли там чистоту – при обнаружении непорядка договор аренды мог быть расторгнут на срок 10 дней – нарушитель выселялся. Однажды работники компании Пулльмана заявили: «Мы родились в доме Пулльмана, мы покупали еду в магазине Пулльмана, нам давали знания в школе Пулльмана, нас крестили в церкви Пулльмана и когда мы умрём, мы попадём к Пульману в ад».

Не правда ли это весьма смахивает на систему пожизненного найма, как в Японии, только с перегибами? Но вернёмся к нашим вагонам, точнее автомобилям. Да, имя Пулльмана связано ещё и с роскошными лимузинами!

Лимузин Pullman начала XX века
Лимузин Pullman начала XX века
Мерседес Pullman
Мерседес Pullman

В 1905 году в Нью-Йорке образовалась компания, которая выпускала лимузины под маркой Pullman. Существовала она вплоть до 1917 года и произвела по разным оценкам от 12 до 23 тысяч автомобилей повышенной комфортности. Промышленник Бромель владевший этой компанией название взял по зарекомендовавшим себя железнодорожным вагонам известным своей доступной роскошью. Между тем никакого отношения к Джорджу Мортимеру Пулльману он не имел. На фото слева представлен один из шестиосных лимузинов начала XX века. Хотя фирма и распалась в 1917 году приставку Pullman с тех пор зачастую используют производители лимузинов – автомобилей поражающих своей роскошью. На снимке слева лимузин Mersedes.

Пулльман не только строил вагоны, но и владел вагонами-ресторанами и спальными вагонами на некоторых линиях. В них он посчитал возможным иметь поваров, официантов, проводников, разносчиков и прочий обслуживающий персонал из числа негров, за несколько лет до того, в 1865 году, освобождённых от рабства. Таким образом, он довольно скоро стал крупнейшим работодателем для афроамериканцев.

В 1873 году вагоны по образцу Пулльмана появились и в Европе, но в них уже выделялись двух и четырехместные купе, а верхнее местно на день опускалось и становилось спинкой нижнего дивана. Строил такие вагоны уже не Пулльман, здесь всем заправлял бельгиец Жорж Нагельмейкерс. Вагоны получали всё большее распространение. До России такие вагоны тоже дошли. В конце XIX и первой половине XX века по отношению к вагонам бытовали прозвища «Пульмановский» и «Столыпинский» (Столыпинскими именовали товарные вагоны – НТВ, но об этом в другой раз).

Нагельмакерсу принадлежала компания Compagnie Internationale des Wagons-Lits и именно в его ведении находились составы «Восточного экспресса» курсировавшие по маршруту Париж – Стамбул.

Трансформируемые спальные места в вагоне поезда Сингапур - Куала-Лумпур
Трансформируемые спальные места в вагоне поезда Сингапур - Куала-Лумпур

Для железных дорог Российской империи вагоны лишь первое время закупались у европейских фирм. Затем, начиная с 1846 года, вагоны стали производить в России. Первым был Александровский завод в Санкт-Петербурге (ныне Пролетарский завод).

Кушетт-кар
Кушет-кар (Couchet car) – европейская разновидность плацкартного вагона

В годы Советской власти вагоностроением в СССР занималось несколько заводов, поставлялись пассажирские и товарные вагоны и из-за границы. Строил пассажирские вагоны Калининский вагоностроительный завод (ныне Тверской) и Егоровский в Ленинграде. Строили они вагоны общие и плацкартные вагоны, а также багажные, почтовые и вагоны для перевозки заключённых. Вагоны СВ, купейные и вагоны-рестораны строились по программе кооперации стран СЭВ в Германской Демократической Республике на предприятии Waggonbau Ammendorf. Правда так было не всегда…

После революции и гражданской войны парк пассажирских вагонов в России был сильно разрушен. В 1920-е годы пассажирское вагоностроение в России практически не развивалось. К началу первой пятилетки, в 1928 году, ситуация стала особенно острой. Уже было налажено товарных вагонов на разных заводах, но пассажирские вагоны строились двумя заводами в основном по старым проектам, двухосные, имеющие малую вместимость. Тогда решено было сконцентрировать усилия на производстве вагонов длинной 20,2 метра с разными планировками и четырехосных вагонов так называемого «курортного» типа (СВПС – спальных вагонов прямого сообщения).

Проект нового вагона разрабатывался Егоровским заводом. Рама кузова и ходовая часть вагона изготовлялись из стали, но сам кузов был деревянным с раскосно-стоечной несущей конструкцией. Деревянные детали рамы вагона представляли собой самостоятельную конструкцию, которая как бы ставилась внутри стальной рамы. Вход в вагоны был предусмотрен через тамбуры. Входные двери с улицы в тамбур были заглублены. Для перехода из вагона в вагон предусматривались переходные площадки, имеющие ограждения. Переходная площадка закрывалась суфле из брезента.

В 1929 году начался выпуск жёстких некупированных вагонов дальнего следования. В 1931 году появились первые мягкие вагоны с купе на 4 человека. В 1933 году начат выпуск спальных вагонов прямого сообщения. В 1935 году появились жёсткие купейные, с 1939 года строили жёсткие пригородные. Егоровский завод строил в основном СВПС и купейные вагоны, Калининский строил жёсткие некупейные. Партию пригородных вагонов в количестве 581 штука в 1939-1941 гг. построил Егоровский завод. С 1932 года был начат выпуск вагонов-ресторанов, с 1934 багажных вагонов, а с 1940 почтовых.

Вагон Егоровского завода
Вагон Егоровского завода

Купейные вагоны того времени имели открывающиеся в проход двери из купе, число мест в купейном могло быть 32 или 28. Плацкартные вагоны имели 46 мест. Вагоны СВПС могли быть I или II категории. Вагоны I категории имели купе на два места, между смежными купе были расположены умывальники, куда могли входить пассажиры из обеих купе. Вагоны II категории имели четырёхместные купе, туалет и умывальник был только в конце вагона. Выпускались вагоны «микст» имеющие 18 мест, в них половина купе была I категории, а половина II категории. В вагонах СВПС на крыше вдоль всего вагона шёл световой фонарь. Тележки под вагон ставились специального, «курортного типа» с тройным рессорным подвешиванием.

Все вагоны, кроме пригородных, имели водяное отопление от печей, установленных в рабочем тамбуре. Для пассажиров был предусмотрен титан с кипятком и электроосвещение.

Всего в период 1929-1941 г.г. Калининский завод выпустил 5239 четырехосных пассажирских вагонов, Егоровский – 2458 вагонов. Кроме того, 13 четырехосных вагонов построил Октябрьский вагоноремонтный завод.

В 1937 году Егоровский завод построил первый, опытный цельнометаллический вагон. Все дальнейшие планы вагоностроителей смешала Великая Отечественная…

Источники:

Copyright © Василий Зимин. Страница создана 28 июля 2009 года.

Rambler's Top100 Rambler's Top100