Ж.д. Тернополь  
 

UA English www.railway.te.ua
  пожелания  @-почта  Путеводитель
Города: Санкт-Петербург Часть 1, Часть 2, Часть 3
Страны: Австралия, Греция, Италия, Финляндия, Франция, Чехия, Южная Корея
Дороги: Кругобайкальская, Приднепровская, Северная, Северо-Кавказская
Подразделения: Локомотивное депо
Техника и технологии: Вода на железной дороге, Вагоностроение Часть 1, Часть 2
Люди: Пулльман и его вагоны, Александр Бородин

Вагоностроение. Часть 1

Ранее мы уже рассказывали о Джордже Пулльмане и его вагонах и даже вскользь затронули тему вагоностроения. Но тема это, безусловно, обширная и требует освещения, равно как и тема конструкции вагонов и истории их создания и появления. В своё время появятся аналогичные материалы по локомотивам (причём по всем типам) и локомотивостроению.

Вагонные таблички
Вагонные таблички
Такие таблички устанавливаются вагоностроительными заводами на каждый вагон. Таблички эти являются предметом коллекционирования у железнодорожных фанатов

Вагоны появились сразу, как только появилась железная дорога. Прообразом первых пассажирских вагонов явились почтовые кареты. А предшественниками грузового вагона были вагонетки, используемые на рудниках. Но специальных вагонеточных заводов не было, строили в полукустарных условиях, кто во что горазд, конструкция у всех вагонеток была разной. Примерно также строились и первые вагоны для дороги. Да что там говорить, в 1825 году на Джорджем Стефенсоном при открытии первой в мире общедоступной железной дороги на паровой тяге Стоктон-Дарлингтон (до этого были конки и были рудничные дороги с паровозами) для перевозки пассажиров использовалось несколько вагонеток для перевозки угля. Конечно же вагонетки как следует отмыли и установили в них скамьи. Вот такой вот факт из истории железных дорог!

Спустя 100 лет англичане праздновали открытие этой железной дороги и даже смогли вывести на линию точную копию состава курсировавшего по железной дороге в первые дни. Имеется фотография этого события. Не правда ли, вагоны меньше всего похожи на современные пассажирские?

Скорость первых поездов была небольшой, средняя на дороге Стоктон – Дарлингтон составляла всего 13 км/ч. Ограничивали её не только несовершенные ещё паровозы и техническое состояние пути и экипажа вагонов. Во первых на тех же линиях могли эксплуатироваться наряду с поездами ведомыми паровозами вагоны на гужевой тяге (лошадиную повозку на рельсовом пути не обгонишь), а во вторых в Англии был принят специальный закон ограничивающий скорость поездов. Как и во многих других странах, местные обыватели возражали против поездов на паровой тяге, бытовало мнение, что «ядовитые испарения» паровоза отравят скот, пасущийся на лугах вдоль дороги, а сами пыхтящие чудовища так его испугают, что надои у коров будут снижаться. Несомненно при таком развитии железнодорожного дела ещё очень далеко было до почтовых экспрессов, сервисов типа экспресс почта доставка, курсирования скоростных поездов. Но всё ещё впереди!

В момент создания первых железных дорог в Великобритании никто и не предполагал, что скорости поездов, когда-либо превысят 30 миль в час. Исходя из этого предположения и прокладывали линии, выбирали радиус кривых на них. Однако шло время, транспорт совершенствовался. В 1840 году издаётся первый правительственный акт, регулировавший деятельность железных дорог. В акте 1844 года уже устанавливалась минимальная средняя скорость для пассажирских поездов – 19 км/ч, т.е. видно стремление к увеличению скорости.

Вагон железной дороги Ливерпуль - Манчестер
Вагон железной дороги Ливерпуль – Манчестер

Но как только появились железные дороги, их владельцы почуяли возможную прибыль от их использования. Эксплуатировать дорогу с кустарно произведённым подвижным составом было не очень выгодно: цена изготовления велика, а поломки часты. Сразу же стали появляться производства, которые начали серийный выпуск подвижного состава. Поначалу паровозы по-прежнему делались штучно, так как шла постоянная конструкторская работа над их совершенствованием, а вагонов нужно было на порядок больше, при этом их конструкция была на порядок проще – поэтому вагоны изготавливались уже небольшими партиями.

Крайне затруднительно найти сведения о заводах изготавливавших вагоны для первых железных дорог в Великобритании. По всей видимости, вагоны эти не отличались совершенством конструкции, а больше напоминали телеги ломовиков поставленные на рельсы (грузовые вагоны) или же кареты (пассажирские вагоны).

Был период, когда заводы, строившие паровозы изготавливали и тендеры для них и вагоны. Многие заводы выпускали одновременно, в соседних цехах вагоны и паровозы до начала XX века. Некоторые из них, превратившись в крупные машиностроительные концерны впоследствии разделили производство локомотивов и вагонов на разных заводах.

Изготовителями вагонов поначалу были небольшие заводики, механические мастерские, принадлежавшие владельцам дорог или предпринимателям средней руки. Компании, строившие подвижной состав, множились как грибы после дождя.

Дизель-поезд Blue Pullman
Дизель-поезд Blue Pullman, 1967 год
Он мог развивать скорость до 145 км/ч

В 1837 году в Манчестере была создана компания Ashbury Railway Carriage and Iron Company Ltd выпускавшая вагоны. В 1902 году её поглотила компания Metro Cammell строившая вагоны и подвижной состав метрополитенов не только для Великобритании, но и на экспорт в страны Африки, Пакистан, Ямайку и Мексику. Причём строила в течении всего XX века. Сама компания Metro Cammell была создана в 1863 году. Именно эта компания проектировала и строила известный своим комфортом дизель-поезд Blue Pullman.

В 1839 год в Вене был создан завод Lokomotivfabrik der StEG. С 1840 года он строил паровозы и вагоны, причём первые строились на базе американских прототипов. Завод впоследствии перешёл под контроль Австрийской железнодорожной компании и выпускал подвижной состав вплоть до 1930 года, затем закрылся.

В 1840 году в Бирмингеме была создана компания Brown, Marshalls and Co. Ltd. Производством вагонов компания занялась с 1866 года. В 1873 году именно эта компании япостроила первый вагон, имевший рамы тележек изготовленные из металла. До этого строились либо вагоны, не имевшие тележек вообще, либо с деревянными рамами. В 1918 году эту компанию поглотила Metropolitan Amalgamated Railway Carriage & Wagon Company, но вскоре и её поглотила уже известная нам компания Metro Cammell.

В 1846 году вагоны начинает производить Александровский завод (ныне Пролетарский завод, Санкт-Петербург). На этом заводе изготавливались вагоны и крытые вагоны грузоподъёмностью 8 тонн и пассажирские вагоны разных типов. В 1862 году дорожные вагонные мастерские Московско-Казанской железной дороги стали производить вагоны-ледники. Позднее, в конце 1860-х к выпуску вагонов для нужд сети железных дорог России были привлечены дорожные мастерские многих железных дорог: Юго-Западной, Московско-Нижегородской, Петербургско-Варшавской и др. Вагоностроение было организовано на Путиловском заводе в Санкт-Петербурге, на Сормовском в Нижнем Новгороде, Русско-Балтийском заводе в Риге, на Радицком заводе (располагался вблизи Брянска). Ведь как раз в это время в России начался бум железнодорожного строительства. В разных странах он пришёлся на разные периоды.

В 1869 году в России было введено бесперегрузочное сообщение между дорогами. Вагонный парк, бывший до той поры весьма пёстрым, потребовалось унифицировать. Безусловно требование на унификацию было распространено и на изготовителей вагонов. В 1860-е – 1870-е годы появились вагоны трёх и четырёхосные. Появились вагоны, которые были специализированы на перевозке какого-то одного рода грузов, появились вагоны-ледники.

К началу XX века в Российской империи было построено восемь новых вагоностроительных заводов. Наиболее крупные из них: Мытищинский, Тверской, Петербургский (им. Егорова). Эти заводы имели заготовительные цеха, снабжавшие их необходимыми поковками, колёсными парами, сцепными устройствами, высушенным и обработанным лесом и другими необходимыми материалами. Металлургические предприятия России увеличивали производство деталей для ходовых частей вагонов. В начале XX века Россия могла выпускать до 35-40 тысяч вагонов нормального типа в год. 15 вагоностроительных заводов были объединены в синдикат «Продвагон». В 1915 году выпуск вагонов в Росси составил 36525 товарных и 1828 пассажирских, к этому времени уже производились четырёхосные грузовые вагоны большой грузоподъёмности. Однако вернёмся к тому, что происходило в мире.

Разгрузка вагона для перевозки скота
Разгрузка вагона для перевозки скота

В 1849 году, в США, в городе Дейтон, образовалась компания Barney and Smith Car Company. Помимо пассажирских вагонов она выпускала электрические трамваи.

В 1864 году в Детройте была создана компания Michigan Car Company. Создавалась она с целью обеспечения потребностей армии США в подвижном составе.

Вагоносборочный цех Skabo Jernbanevognfabrikk. Сборка деревянных пассажирских вагонов
Вагоносборочный цех Skabo Jernbanevognfabrikk. Сборка деревянных пассажирских вагонов

В 1864 году в Норвегии был создан завод Skabo Jernbanevognfabrikk. Основной выпускаемой продукцией этой компании были железнодорожные вагоны. В 1948 году завод был куплен Norsk Elektrisk & Brown Boveri, но продолжил выпуск продукции. В 1959 году его ещё раз перепродали, на этот раз Strommens Vaerksted. Компания Strommens Vaerksted была основана в 1873 году и также занималась вагоностроением.

В конце 1860-х годов к производству грузовых вагонов для рудников и карьеров приступила компания Jackson and Woodin Manufacturing Company (США, Пенсильвания). В 1899 году произошло слияние небольших вагоностроительных заводов США в American Car and Foundry Company. С 1904 года компания занималась выпуском вагонов метрополитена, в частности первый большой контракт был на поставку 300 вагонов для Interborough Rapid Transit Company (Нью-Йорк).

С 1872 по 1899 год действовала компания Buffalo Car Manufacturing Company (США). В 1895 году компании удалось заключить рекордный по сумме контракт на поставку полутора тысяч вагонов для New York Central Railroad. Вагоны должны были оборудоваться воздушными тормозами, автосцепными устройствами стальными тележками. В 1898 году от Lake Shore and Michigan Southern Railway был получен контакт на поставку 500 вагонов-хопров. В 1899 году компания вошла в American Car and Foundry Company.

В 1872 году, в городе Хантингтон (Западная Вирджиния), была создана компания Ensign Manufacturing Company. Первые десять лет компания производила запасные части для вагонов, колёсные пары. В начале 1880-х годов компания начала выпускать грузовые вагоны, причём все конструктивные элементы и обшивка изготовлялись только из дерева, даже тележки вагонов. В 1899 году компания вошла в American Car and Foundry Company.

В 1896 году в Японском городе Нагоя был основан завод известный ныне как Nippon Sharyo.

См. далее…

Источники:

Copyright © Василий Зимин. Страница создана 10 ноября 2010 года.

Rambler's Top100 Rambler's Top100