Ж.д. Тернополь  
 

UA English www.railway.te.ua
  пожелания  @-почта  Путеводитель
Города: Санкт-Петербург Часть 1, Часть 2, Часть 3
Страны: Австралия, Греция, Италия, Финляндия, Франция, Чехия, Южная Корея
Дороги: Кругобайкальская, Приднепровская, Северная, Северо-Кавказская
Подразделения: Локомотивное депо
Техника и технологии: Вода на железной дороге, Вагоностроение Часть 1, Часть 2
Люди: Пулльман и его вагоны, Александр Бородин

Вагоностроение. Часть 2

См. начало

В 1898 году в Германии (Северный Рейн – Вестфалия) была создана вагоностроительная компания Waggonfabrik Uerdingen AG. Выпускала вагоны и трамвай до 2000, но уже в 1989 году была поглощена компанией Siemens. С 1981 года носила название Duewag.

Саморазгружающийся полувагон
Саморазгружающийся полувагон

В 1905 году, в городе Коламбус (США) была создана компания Ralston Steel Car Company. Компания производила саморазгружающиеся полувагоны (патент на конструкцию принадлежал владельцу компании) и другие вагоны грузового парка, причём упор делался на вагонах со стальными элементами кузова.

В 1906 году в Японии была образована компания Kawasaki Heavy Industries Rolling Stock Company. Выпускала ли эта компания вагоны пассажирские или грузовые, к сожалению неизвестно. Ныне компания выпускает моторвагонный и тяговый подвижной состав.

С 1920 года в Японии работает вагоностроительная компания Tanaka Rolling Stock Works. Продукцию этой компании можно встретить не только в Японии, но и в США и на Филиппинах, а также в Каирском метро.

Первая мировая война и Гражданская война в России привели к ситуации, когда было сильно разрушено железнодорожное хозяйство. Вагоностроительные заводы несколько лет ремонтировали подвижной состав, так как им была поставлена задача восстановления вагонного парка. Выпуск новых вагонов в Советской России начался лишь в 1925 – 1926 гг. За 1926 и 1927 годы было построено всего 7951 грузовых и 726 пассажирских вагонов. В 1927 году в СССР выпуском вагонов было занято уже 11 заводов.

В 1920-е – 1940-е годы в США большое количество грузовых вагонов разного предназначения (вагоны-скотовозы, крытые вагоны, рефрижераторные) было построено машиностроительной компанией Mather Stock Car Company. Основана она была ещё в 1880 году.

дизель-поезд Pioneer Zephyr
Дизель-поезд Pioneer Zephyr

В 1934 году компания Budd Company (США), хорошо освоив технологию обработки нержавеющей стали, изготовила для дороги Chicago, Burlington and Quincy Railroad дизель-поезд Pioneer Zephyr. Этот дизель-поезд был революционным событием для уровня техники того времени. Опирался он на тележки Якобса (соседние вагоны имеют одну общую тележку расположенную под сцепкой). 26 мая 1934 года был установлен рекорд скорости: поезд на дистанции в 1633 км совершил безостановочный пробег, средняя скорость при этом составила 124 км/ч, а на одном участке пути достигала 181 км/час, что всего на 4 км меньше абсолютного рекорда США тех лет. Также компания выпускала электропоезда метрополитена и автомотрисы для участков с небольшим пассажиропотоком.

В 1953 году компания «Canadian Pacific Railway» заказала у уже известной нам Budd Company большую партию пассажирских вагонов с кузовами из нержавеющей стали. В 1955 году вагоны поступили заказчику и «Canadian Pacific Railway» выпустила на маршруты несколько новых поездов. Первым таким поездом стал трансконтинентальный «Canadian».

Тележка Якобса
Тележка Якобса

В годы второй пятилетки в СССР был достроен Уральский вагоностроительный завод. Первый вагон из ворот завода вышел 11 октября 1936 года. Завод имел собственную заготовительную базу по литью и поковкам, по кооперации поставлялось только тормозное оборудование. Тогда же была произведена серьёзная реконструкция всех действовавших вагоностроительных заводов. Значительно была расширена заготовительная база для производства ходовой части вагонов на ряде действующих вагонных заводов. Была закончена и введена в эксплуатацию первая очередь Бежицкого сталелитейного завода по производству стальных литых тележек и автосцепок. На Уральском вагоностроительном заводе был пущен цех по производству чугунных колёс с отбеленным ободом.

После окончания Великой Отечественной войны было начато нескольких новых вагоностроительных заводов: в Алтайском крае, Поволжье, в Подмосковье, в Калинградской области.

В 1956 году в индийском городе Ченнай была основана компания Integral Coach Factory. Она строит вагоны и тяговый подвижной состав как для Индии, так и для соседних стран.

В 1968 году своей вагоностроительной компанией обзавелась Греция, это была компания Kioleides.

В 1982 году поставку вагонов грузового парка в СССР начала финская компания Rautaruukki. Её транспортное подразделение фактически было создано под контракт с советским «Энергомашэкспортом». Наиболее известны финские крытые вагоны-автомобилевозы и платформы-лесовозы.

Чем дальше шагал прогресс, чем более совершенствовалась конструкция вагона, его ходовых частей, тем больше и больше увеличивалась мощность вагоностроительных предприятий. В дальнейшем в судьбе многих из них будут разные периоды, разные поворотные точки. По-разному развивались и заводы вагоностроительной отрасли. Некоторые, как упомянутые выше заводы, сливались в крупные машиностроительные фирмы. Другие, не выдержав конкуренции и не освоив новшеств, которые диктовались временем, тихо заканчивали своё существование, такова, например судьба американской Gilbert Car Company существовавшей с 1830 по 1895 год.

См. начало

Источники:

Copyright © Василий Зимин. Страница создана 11 ноября 2010 года.

Rambler's Top100 Rambler's Top100