Ж.д. Тернополь  
 

UA English www.railway.te.ua
  пожелания  @-почта  Путеводитель
Города: Санкт-Петербург Часть 1, Часть 2, Часть 3
Страны: Австралия, Греция, Италия, Финляндия, Франция, Чехия, Южная Корея
Дороги: Кругобайкальская, Приднепровская, Северная, Северо-Кавказская
Подразделения: Локомотивное депо
Техника и технологии: Вода на железной дороге, Вагоностроение Часть 1, Часть 2
Люди: Пулльман и его вагоны, Александр Бородин

Северная железная дорога

Если открыть атлас железных дорог СССР (у меня довольно старый – 1968 года), то можно увидеть, что к северу и северо-востоку от Москвы вытянулась Северная железная дорога (смотреть схему дороги в отдельном окне). Северная это название нынешнее, но дороги, вошедшие в её состав, носили названия разные. Дорога в её нынешних границах была образована в 1953 году путём слияния Ярославской железной дороги и Северных железных дорог.

Как дорога строилась

Паровоз фирмы Borsig, 1857 год
Паровоз фирмы Borsig, 1857 год

Московско-Ярославская или как потом её называли Ярославская железная дорога начата была строительством в 1866 году. В Ярославле, Ростове Великом и Александрове были построены паровозные депо. По трассе дороги построили 6 металлических мостов с каменными опорами. Для эксплуатации дороги паровозы были закуплены в Германии, в фирме «Борзиг». Первое время дорога обходилась всего 8-ю паровозами.

18 февраля 1870 года от Москвы через Сергиев Посад, Александров до Ярославля прошёл первый поезд. Началась коммерческая эксплуатация дороги. По тем временам можно считать такие темпы сооружения дороги скоростными. В 1872 году от Ярославля в сторону Вологды была построена узкоколейная линия (ширина колеи – 1067 мм, а перешивка колеи на 1524 мм была начата только в 1914 году), в Вологде было построено коренное паровозное депо. В 1877 году от Александрова была построена ветвь на Карабаново, а в 1887 году от Ярославля до Костромы. В 1894 году начато строительство линии от Вологды на Архангельск (закончена в 1898 году). Правда до самого Архангельска линия тогда не дошла, от станции до города нужно было добираться на пароходе. А во время весеннего разлива рек поезда не могли доходить и до станции Архангельск-пристань, и поэтому конечной становилась станция Искакогорка.

Дорога стала называться Московско-Ярославско-Архангельская, к 1895 году она состояла из трёх основных участков: Москва – Ярославль (279,5 км), Ярославль – Вологда (203,8 км), Вологда – Архангельск (634,7 км). В 1895 году общество Московско-Ярославско-Архангельской дороги приобрело Шуйско-Ивановскую и Ермолино-Середскую дороги. Продолжалось строительство новых линий и ветвей: в 1899 году от Тейково до Юрьева-Польского, в 1899 году узкоколейная линия Москва – Котлас, в 1902 году от Москвы до Савёлово. Строились на дороге мастерские для ремонта подвижного состава (в Ярославле, Вологде, Рыбинске).

Железнодорожный мост в Ярославле
Железнодорожный мост в Ярославле

1 апреля 1900 года дорога перешла в казну. После этого, в 1902-1905 годах за счёт казны она была вновь расширена: построена линия Вятка – Вологда – Петербург. В январе 1906 года к дороге были присоединены линии Обухово – Вологда и Званка – Гостинополье, принадлежавшие ранее Николаевской железной дороге. С 1 января 1907 года дорога сменила название и все ёе линии стали именоваться «Северные железные дороги».

В 1913 году у Ярославля был открыт мост через Волгу. Его возведение было начато ещё в 1910 году по проекту С.И. Ольшевского. Ярославль издревле стоял на пересечении торговых путей, но отсутствие моста через Волгу заставляло делать лишний раз перевалку груза. В пору, когда зимой появлялся, но ещё не был прочным лёд на Волге и весной, в половодье, переправа грузов превращалась в ещё большую проблему. Возведённый мост, стал одной из достопримечательностей Ярославля. Теперь горожане на вопрос «что посмотреть в Ярославле?» прибавляли к списку достопримечательностей и этот мост.

На 1913 год дорога владела 668 паровозами, 10,8 тысячами товарных вагонов, имелось 862 пассажирских вагона.

В мае 1918 года дорога была национализирована и была передана в ведение Наркомата путей сообщения.

В 1936 году Северные железные дороги были разделены на Северную железную дорогу (с центром в городе Вологда) и Ярославскую железную дорогу (с центром в Ярославле). С тех пор гостиницы Ярославля и гостиницы Вологды стали периодически испытывать наплыв посетителей – когда начальственные чины устраивали совещания и разборы в управлениях дорог.

Мост в Архангельске
Мост в Архангельске

В 1939 году было начато сооружение дороги от Коноши на Воркуту, закончена эта дорога была в декабре 1941 года. В 1953 году дороги вновь объединили и протяжённость линий дороги достигла 3750 км. В 1956 году была построена линия Кострома-Галич протяжённостью 127 км. В 1959 году к Северной была присоединена Печорская железная дорога.

В 1958 году наконец дошла очередь до сооружения моста через Северную Двину в Архангельске. В 1964 году его сооружение было завершено. Мост имеет длину 800 м, по нему проложена двухсторонняя автомобильная дорога и железнодорожный путь. В летнее время мост разводится, для прохода речных судов – для этого в середине моста имеется подъёмная секция.

В 1968 году дорога была награждена орденом Трудового Красного Знамени.

В 1960-е и 1980-е начата массовая электрификация участков Северной дороги (хотя первый участок Северной железной дороги был электрифицирован ещё в 1929 году, когда была сделана электрификация под пригородное движение участка Москва – Мытищи). В 1958 году был электрифицирован на постоянном токе участок от Александрова до Ярославля. Затем, в 1960-е были электрифицирован участок Ярославль – Данилов, в 1970-е годы: Ярославль – Тощиха – Нереста. Буйское, Вологодское и Архангельское отделение электрифицированы на переменном токе. Последним проводилась электрификация Архангельского отделения: готовые участки вводили в эксплуатацию с 1997 по 2002 год.

В 1970-е для обеспечения вывоза леса из Архангельской области и Коми АССР, были построены Архангельск – Карпогоры, Сосногорск – Троицко-Печорск и Микунь – Кослан с ответвлением на Вендингу. Сейчас, в 200-е годы, ведётся строительство соединительной линии Карпогоры – Вендина (стройка известна под именем «Белкомур»). К месторождениям нефти проложена линия Сыня – Усинск (предполагалось, что она со временем будет продлена до Нарьян-Мара). Построены также участки Ядриха – Великий Устюг и Первушино – Заволжск.

Значок
Значок

Северная железная дорога активно взаимодействует с речным и морским транспортом. Порты Ярославль, Кинешма, Рыбинск, Архангельск, Череповец, Вологда, Котлас, Сыктывкар, Печора и Лабытнанги идёт перевалка грузов с судов на железную дорогу и с ж.д. транспорта на речной и морской.

В локомотивном парке дороги преимущественно электровозы, но доля тепловозов всё ещё велика – за ними остаётся маневровое движение и обслуживание тупиковых ветвей, малонагруженных участков магистрали.

Управление Северной железной дорогой ранее располагалось в Вологде. Ныне оно расположено в Ярославле. На 1990 год на дороге было 8 отделений, а протяжённость её линий составляла 6050 км.

Источники:

Copyright © Василий Зимин. Страница создана 21 июля 2009 года.

Rambler's Top100 Rambler's Top100