Ж.д. Тернополь  
 

UA English www.railway.te.ua
  пожелания  @-почта  Путеводитель
Города: Санкт-Петербург Часть 1, Часть 2, Часть 3
Страны: Австралия, Греция, Италия, Финляндия, Франция, Чехия, Южная Корея
Дороги: Кругобайкальская, Приднепровская, Северная, Северо-Кавказская
Подразделения: Локомотивное депо
Техника и технологии: Вода на железной дороге, Вагоностроение Часть 1, Часть 2
Люди: Пулльман и его вагоны, Александр Бородин

Северо-Кавказская железная дорога

Северо-Кавказская железная дорога – железная дорога на юге европейской части России. Её эксплуатационная длинна – 6357,5 км. В состав дороги входят 5 отделений – Ростовское, Краснодарское, Минераловодское, Махачкалинское, Грозненское и 403 станции, из них на 281 станции осуществляются грузовые операции. Дорога обслуживает Ростовскую область, Краснодарский и Ставропольский край, Калмыкию, Дагестан, Чечню, Ингушетию, Кабардино-Балкарию, Северную Осетию, Адыгею, Карачаево-Черкесию. Дорога граничит с железными дорогами Украины (по станциям Успенская, Гуково, Несветай, разъезд 122 км), Абхазией (по станции Псоу), Азербайджаном (по станции Сумур). Поезда на Северо-Кавказскую поступают с Российских дорог по стыкам: Олейниково, Котельниково, Морозовская (с Приволжской), Чертково (с Юго-Восточной).

Дорога обслуживает курорты Краснодарского края, портовые комплексы на Чёрном, Азовском и Каспийском морях. Дорога перевозит большое количество пассажиров и грузов. Причём пассажиропоток дороги подвержен значительным сезонным колебаниям из-за наплыва отдыхающих на курорты в наиболее благоприятный для отдыха сезон.

Значок 100 лет СКЖД
Значок 100 лет СКЖД

Свою историю Северо-Кавказская дорога ведёт с 1861 года, когда от Грушевских копий (станция Шахтная) к Аксаю была проложена первая железнодорожная линия. Затем были построены линии Ростов – Марцево (1868), Зверево – Шахтная (1871) и Аксай – Ростов (1875). Дорога активно строилась и расширялась, неоднократно меняла названия и границы. Нынешняя дорога включает и бывшую Владикавказскую железную дорогу, первой линией которой была Ростов – Владикавказ.

Вот некоторые этапы из истории дороги.

В 1922 году Северо-Кавказская железная дорога была образована из Северо-Кавказского округа путей сообщения. В 1923 году был построен участок Туапсе – Сочи, в 1927 году линия Сочи – Адлер с веткой на Мацесту, в 1928 году линия Петровское Село – Благодарная, в 1931 году участки Винодельное – Дивное, Ростов – Хапры, Комсомольская – Нефтегорск и Майкоп – Ходжох.

Вокзал в Сочи
Вокзал в Сочи

Именно в эти годы молодая Советская Республика строила дорогу к курортам, в те же годы появились и вагоны так называемого «курортного типа». Тогда пансионатов и санаториев насчитывалось ещё не очень много, а ныне их сотни: обновлённые санатории с богатой историей – санаторий «Актёр», «Жемчужина», «Авангард», новые и престижные – Гранд Отель Родина. Однако вернёмся к железной дороге.

В 1935 году она была разделена на Азово-Черноморскую и Северо-Кавказскую. В то же году Северо-Кавказская была переименована в Орджоникидзевскую, а Азово-Черноморская стала именоваться железная дорога имени К.Е. Ворошилова. В 1943 году дорога имени Ворошилова получила название Северо-Кавказской.

Великая Отечественная война нанесла большой ущерб дороге, почти всё её линии находились в зоне оккупации. Здесь гремели ожесточённые бои. Железнодорожное хозяйство на Северо-Кавказской было в основном восстановлено в годы четвёртой пятилетки (1946-1950), однако, как и по всей стране затянулось восстановление вокзалов: в 1956 восстановлены вокзалы на станциях Станичная, Передовая, Будёновск, в 1957 году – Туапсе. В годы войны был построен участок от станции Адлер до станции Сухуми (в 1942 году), и в 1944 году участок Крымская – Старотитаровская.

В 1952 году построена линия Куберле – Добровольская, в 1954 году – линия Старотитаровская – Кавказ. На 1954 год протяжённость дороги составляла 3391 км.

В 1987 году Северо-Кавказской дороге от Юго-Восточной было передано Лиховское отделение. В 1970-е или 1980-е (точно не известно) от Приволжской дороги к Северо-Кавказской отошло Морозовское отделение.

Источники:

Copyright © Василий Зимин. Страница создана 30 июля 2009 года.

Rambler's Top100 Rambler's Top100