Ж.д. Тернополь  
 

UA English www.railway.te.ua
  пожелания  @-почта  Путеводитель
Города: Санкт-Петербург Часть 1, Часть 2, Часть 3
Страны: Австралия, Греция, Италия, Финляндия, Франция, Чехия, Южная Корея
Дороги: Кругобайкальская, Приднепровская, Северная, Северо-Кавказская
Подразделения: Локомотивное депо
Техника и технологии: Вода на железной дороге, Вагоностроение Часть 1, Часть 2
Люди: Пулльман и его вагоны, Александр Бородин

Санкт-Петербург

История города

Штурм крепости Нотебург 11 октября 1702 года
Штурм крепости Нотебург 11 октября 1702 года

Рассказывая о городах посёлках и сёлах некогда единой страны невозможно не написать о Санкт-Петербурге. Вот и начнём с этого красивого города. Я не единожды бывал там и есть много интересных фото. Итак, начинаем!

Как известно, основан Петербург был Петром Великим. Название городу, а точнее крепости заложенной на отвоёванных у шведов землях было дано самим Петром. Санкт-Питер-Бурх называлась крепость, так же назывался и город выросший вокруг неё. Заложен Санкт-Петербург был 27 мая (по новому стилю) 1703 года. В 1720-е название города меняется на Санкт-Петербург. А в народе укореняются также названия Питер-град и просто Питер.

Крепость начала строится ещё во время Северной войны. На Заячьем острове в дельте Невы была заложена «фортеция».

За пределами крепости сразу стали вырастать городские постройки. Строили по берегам многочисленных в этой, по сути болотистой местности рек. Руководили постройкой города приглашённые Петром заморские инженеры. Пётр хотел видеть столицу непременно каменной. П поэтому по всей России было запрещено каменное строительство и каменщики потянулись на работу в Санкт-Петербург. С каждого кто въезжал в город, точнее с каждого воза, повозки или кареты, брался каменный налог. Нужно было привезти определённое количество камня или же заплатить специальный сбор.

В ноябре 1703 года близ Петербурга пришвартовался голландский торговый корабль – это был первый корабль. Капитану корабля был вручён приз в 500 золотых монет, а также было объявлено о том, что второй и третий пришедший в город корабли получат призы в 300 и 150 монет. К 1726 году

В 1704 году была заложена большая судостроительная верфь Главного адмиралтейства. В 1720 году для постройки мелких судов создаётся Охтинское поселение, а в 1721 году была построена Галерная гавань. Город становится, по сути, центром судостроения, одним из промышленных центров России. Здесь начинается производство вооружения и боеприпасов.

С первых лет существования города применялось при строительстве жилых и служебных зданий применялось так называемое »Образцовое и типовое проектирование». Из-за недостатка строительных материалов в первой четверти XVIII века было распространено строительство мазанок с деревянным каркасом. Первые «образцовые мазанки», по типу которых строились дома « всех протчих здешних жителей», были заложены царем Петром I в 1711 году близ Иоанновского моста и предназначались для типографии. Вскоре архитектором Д. Трезини были разработаны разработал проекты фасадов и планы одно- и двухэтажных домов «на погребах», которые предполагалось строить на набережных и важнейших улицах. В 1714 году специальным владельцам участков было разрешено строить дома только по чертежам Трезини. В 1718 году типовые проекты Трезини применялись при застройке линий и набережных Васильевского острова.

Архитектурное наследие Трезини можно увидеть и сейчас, стоит только приехать в Питер с туристическими целями. Однако нужно поселиться где-то, для осмотра города и трёх дней мало, это уж точно. Одно из возможных мест поселения гостиницы. Если они Вам не по карману посмотрите квартиры на сутки в Питере, часто это дешевле.

Табличка об урове подъёма воды при наводнении 1824 года
Табличка об урове подъёма воды при наводнении 1824 года

С самого начала своего существования город был окружён водой. Большую проблему доставляли и наводнения. В ночь на 5 октября 1705 года вода затопила высокий левый берег Невы, подмочила провизию, сложенную на дворе адмиралтейства, разрушила множество домов. В своём письме к Александру Меншикову Пётр I писал: «Третьего дни ветром вест-зюйд-вест такую воду нагнало, какой, сказывают, не бывало. У меня в хоромах было сверху пола 21 дюйм, а по городу и на другой стороне по улице свободно ездили на лодках. Однако же недолго держалась, менее трех часов. И зело было утешно смотреть, что люди по кровлям и по деревьям, будто во время потопа, сидели… Вода, хотя и зело велика была, беды большой не сделала». Самое сильное наводнение за всю историю Санкт-Петербурга произошло 7 ноября (22 ноября по новому стилю) 1824 года. Оно описано в поэме Пушкина «Медный всадник».

Адмиралтейство и Исакиевский собор. Вид с Невы
Адмиралтейство и Исакиевский собор
Вид с Невы

В тот роковой день максимальный уровень воды достиг 410 см выше уровня ординара. Ещё накануне разыгралась настоящая буря, дул сильный ветер, нагонявший воду из Финского залива. Люди как могли спасались от бушующей стихии: поднимались на крыши домов, высокие мосты, вторые и третьи этажи каменных зданий – ибо первые были затоплены полностью. Вот какие свидетельства очевидцев донесла до нас история: «Зрелища сего описать невозможно. Зимний дворец стоял, как скала, среди бурного моря, выдерживая со всех сторон натиск волн, с ревом разбивавшихся о крепкие его стены и орошавших их брызгами почти до верхнего этажа; на Неве вода кипела, как в котле, и с неимоверной силой обратила вспять течение реки; два тяжелых плашкоута сели на гранитный парапет против Летнего сада, барки и другие суда неслись, как щепки, вверх по реке… На площади против дворца – другая картина: под небом, почти черным, темная зеленоватая вода вертелась, как в огромном водовороте; по воздуху … носились широкие листы железа, сорванные с крыши нового строения Главного штаба, буря играла ими, как пухом…».

В 1712 году Санкт-Петербург становится столицей Российской империи. Город быстро растёт, строятся здания для размещения правительственных учреждений, казармы для размещения войск, всякого рода мастерских, лабораторий. Застройка города велась по определённому плану. Планировкой города предусматривались особые улицы для дворян и для посадских. Тогда были построены здания биржи, Гостиный двор, почтовые здания.

Медный всадник
Медный всадник

До середины XVIII века Санкт-Петербург застраивался исключительно из соображений прагматических. Тогда об украшении города ещё заботились мало, больших каменных зданий в городе было немного. В царствование императрицы Елизаветы Петровны вспомнили о необходимости украшения города. Тогда началось строительство Зимнего Дворца, где сейчас расположился Эрмитаж. Именно тогда был построен Аничков дворец. При Екатерине II город быстро рос. Когда она вступила на престол в Санкт-Петербурге было около 60 тысяч жителей, а через тридцать лет в столице жило уже 230 тысяч человек. Именно в эпоху Екатерины были исполнены или начаты сооружения, составляющие по сей день главные архитектурные достопримечательности Северной Пальмиры: Дворцовая площадь, Каменноостровский и Елагин дворцы. Тогда появился Медный всадник.

В XIX веке в Санкт-Петербурге были построены Исаакиевский и Казанский соборы, Мариинский дворец, Михайловский дворец (ныне в нём находится Русский музей), храм Спаса-на-Крови и многие другие памятники архитектуры. Строились роскошные частные особняки. Именно в эту эпоху в городе активно строятся так называемые доходные дома. Аренда квартир приносила владельцам этих домов большой доход. И вот застройщики, от которых требовалось лишь неукоснительно соблюдать установленные линии улиц, застраивали свои участки как можно плотнее. При этом мало кто заботился о санитарном состоянии города. Так появились в Петербурге знаменитые тёмные и сырые дворы-колодцы.

Во второй половине XVIII века в Санкт-Петербурге было закончено строительство ряда заводов принадлежавших казне: Адмиралтейского судостроительного, Ижорского. В 1801 году за Нарвскую заставу был перенесён из Кронштадта чугунолитейный завод ставший затем основой Путиловского (ныне Кировского) завода. Широкое развитие в городе получили текстильные и кожевенные предприятия, заводы, производившие строительные материалы. На промышленных предприятиях начато широкое применение паровых машин. К 1862 году в Санкт-Петербурге было около 300 фабрик и заводов, с числом работающих свыше 21 тысячи.

В 1837 году была открыта первая в России железная дорога Санкт-Петербург – Царское Село. Но об этом во второй части – Санкт-Петербург железнодорожный.

Городской дом
Городской дом

Город развивался как крупный хозяйственный и политический центр страны. В конце XVIII века Петербург становится самым большим городом страны. Обозначились части города: центр застроенный дворцами, зданиями правительственных учреждений, богатыми особняками, городские трущобы с трудовым населением, промышленная зона. Освобождение крестьян императором Александром II в 1861 году вызвало большой приток в город небогатых крестьян на заработки. Они массово селились на окраинах, что привело к бурному росту размеров города.

В 1890-е годы происходил промышленный подъём. Количество крупных промышленных предприятий увеличилось с 503 в 1884 году до 631 в 1902 году, за то же время количество работающих на этих заводах выросло почти вдвое с 76 до 133 тыс. человек. В это время возникли 32 металлообрабатывающих предприятия, 5 электротехнических. На втором месте по темпам роста была текстильная промышленность. Наличие многочисленного пролетариата превратило Санкт-Петербург в ведущий центр рабочего движения страны.

Не вдаваясь подробно в тему можно упомянуть события января 1905 года, февральскую революцию 1917 года, Октябрьскую революцию 1917 года. Эти темы настолько обширны и специфичны, что даже подробно рассказать о них будет трудно.

В связи с началом Первой мировой войны на волне патриотических и антинемецких настроений в августе 1914 года город был переименован в Петроград. После смерти Ленина, 26 января 1924 года переименован в Ленинград.

Защитим город Ленина
Защитим город Ленина

В годы Великой Отечественной войны город пережил тяжелейшие события блокады. Началась она 8 сентября 1941 года (тогда враг занял Шлиссельбург) и продолжалась до 27 января 1944 года. С началом Великой Отечественной промышленные предприятия города были переориентированы на выпуск продукции для оборонных нужд. Но к началу блокады в городе были мизерные запасы продовольствия и топлива. Единственным путем, по которому Ленинград мог получать продовольствие, оставалось Ладожское озеро, но и оно находилось в пределах досягаемости артиллерии противника. Пропускная способность «Дороги жизни» была неадекватна потребностям. Начавшийся в городе голод, усугублённый проблемами с отоплением, привёл к сотням тысяч смертей среди жителей.

Уже 9 сентября немецко-фашистские войска начали штурм города, продолжался он до 17 сентября. К 12 сентября вермахт подошёл к городу на расстояние всего в 10 км. Город был подготовлен к прорыву немецких войск – тогда были бы взорваны все основные заводы и корабли Балтфлота. В конце концов, враг был остановлен в 4?7 км от города, фактически в пригородах. Всего в 16 км от Зимнего дворца проходила линия обороны. Кировский завод находился вообще в 4 км от фронта, от завода к фронту ходил трамвай. До войны это была обычная трамвайная линия из городского центра в пригород, но теперь она использовалась для перевозки солдат и боеприпасов.

Медный всадник в блокаду
Медный всадник в блокаду

17 сентября бои под Ленинградом не прекратились, но сильно изменился их характер. Немецкие войска приступили к планомерному и методичному разрушению города артобстрелами и бомбёжками. Особенно интенсивно они продолжались в октябре и ноябре 1941 года. Тогда же люфтваффе сбросила на Ленинград тысячи зажигательных бомб с целью вызвать массовые пожары, однако план фашистов не удался. Учёные осаждённого города смогли в сжатые сроки из подручных материалов разработать огнезащитную обмазку. В дело пошли десятки тысяч тонн суперфосфата находившиеся на территории Невского химического завода. Силами жителей города обмазывали все деревянные конструкции, всего обработали около 19 млн. квадратных метров деревянных поверхностей. 14 октября 1941 года Ленинградская правда писала: «Не первую ночь фашистские поджигатели сбрасывают на Ленинград сотни зажигательных бомб. Но город не горит, а отдельные пожары быстро ликвидируются. Город словно сделан из особого огнестойкого материала».

За годы блокады в Ленинграде погибло около 1 млн. человек. Основная часть умерла из-за голода и холода. Огромный ущерб был нанесён историческим зданиям и памятникам Ленинграда. С целью минимизации разрушений самые ценные памятники, например Медный всадник, были спрятаны под мешками с песком и фанерными щитами.

Город выстоял все 900 дней и ночей блокады. Несмотря на блокаду в городе продолжалась культурная жизнь. Летом 1942 года были открыты некоторые учебные заведения, театры и кинотеатры; состоялись даже несколько джазовых концертов. В августе 1942 года была вновь открыта городская филармония, где стали регулярно исполнять классическую музыку. Во время первого концерта в филармонии была впервые исполнена знаменитая «Ленинградская симфония» Дмитрия Шостаковича, ставшая музыкальным символом блокады.

Смог ли я Вас заинтересовать Санкт-Петербургом? Если нет – читайте второй и третий раздел, там есть информация по теме транспорта и по теме искусства. Возможно Вы захотите приехать в город после их прочтения. Определившись с тем, что Вы хотите увидеть в Санкт-Петербурге – покупайте билет и приезжайте. Используйте для поселения своих знакомых и родных, если уверены, что не стесните их. Если знакомых в городе нет – помогут квартиры посуточно в Петербурге или гостиницы.

Источники:

Copyright © Василий Зимин. Страница создана 27 апреля 2009 года.

Rambler's Top100 Rambler's Top100