Ж.д. Тернополь  
 

UA English www.railway.te.ua
  пожелания  @-почта  Путеводитель
Города: Санкт-Петербург Часть 1, Часть 2, Часть 3
Страны: Австралия, Греция, Италия, Финляндия, Франция, Чехия, Южная Корея
Дороги: Кругобайкальская, Приднепровская, Северная, Северо-Кавказская
Подразделения: Локомотивное депо
Техника и технологии: Вода на железной дороге, Вагоностроение Часть 1, Часть 2
Люди: Пулльман и его вагоны, Александр Бородин

Санкт-Петербург

Санкт-Петербург железнодорожный

В 1837 году была открыта первая в России железная дорога Санкт-Петербург – Царское Село (см. историю Санкт-Петербурга). Указ императора Николая I о сооружении Царскосельской железной дороги был обнародован 15 апреля 1836 года. Руководил строительством железной дороги Франц Антон фон Герстнер. Первые паровозы и вагоны для Царскосельской дороги были заказаны за границей.

Открытие Царскосельской железной дороги
Открытие Царскосельской железной дороги

Первоначально Царскосельская железная дорога была проложена от Санкт-Петербурга до Царского села, а позже была продлена до дачного городка Павловска. 27 сентября 1836 года состоялась обкатка дороги – пробная поездка на конной тяге. К 3 ноября на железную дорогу был доставлен из Англии первый паровоз, а 6 ноября этот паровоз был обкатан на перегоне Царское Село – Павловск. Вагоны использовавшиеся на дороге напоминали повозки разных видов и назывались соответственно: «шарабаны», «берлины», «дилижансы».

Примечательно, что на вокзале в Павловске был открыт специальный концертный зал, где с большим успехом выступал Иоганн Штраус.

Всего к открытию дороги в Россию поступили 6 паровозов, 44 пассажирских и 19 грузовых вагонов, закупленных у Англии и Бельгии. Но уже в 1856 и 1857 годах паровозы для Царскосельской дороги заказывались на заводе в Санкт-Петербурге (Лейхтенбергский завод).

Памятная медаль в честь открытия Царскосельской железной дороги
Памятная медаль в честь открытия
Царскосельской железной дороги

Первый опыт строительства и эксплуатации железной дороги показал, что и в России такое возможно. Дорога может быть проложена русскими рабочими и из русских материалов, требуется лишь наблюдение опытных инженеров. Императором принимается решение соединить железной дорогой две столицы России: Москву и Санкт-Петербург. С 1842 по 1851 год строилась Николаевская железная дорога. В 1851 году началось строительство Варшавской железной дороги.

Широко известна легенда о том, что император Николай I лично давал указание, как и где проложить дорогу: император приложил к карте линейку и провёл линию. Возле Бологого карандаш, который держала высочайшая рука, наткнулся на палец другой высочайшей руки и прочертил изгиб. Однако это только легенда. В месте изгиба, в районе станции Мстинский мост, построить дорогу по прямой можно было, но из-за тяжёлого профиля это сильно затрудняло бы движение поездов с маломощными паровозами. Для того, чтобы уменьшить перепад высоты на километр пути был сделан «изгиб» – Веребьинский обход.

Столь крупное железнодорожное строительство уже не могло обходиться без размещения заказов на вагоны, паровозы, рельсы и детали верхнего строения пути на российских предприятиях. Рельсы для Николаевской железной дороги были заказаны на Людиновском железоделательном заводе. В Санкт-Петербурге сразу на нескольких заводах начинают изготавливать паровозы. Первым был Александровский завод, он выпустил первый в России паровоз в 1845 году. Затем паровозы начал делать Невский завод (с 1870) и Путиловский завод (с 1894 года), Общее число паровозов выпущенных заводами к 1917 году составило: Александровский завод (ныне Пролетарский) 331 паровоз, Невский завод 3512 паровозов, Путиловский завод (ныне Кировский) – 2347.

Александровский завод начал строить в 1846 году и вагоны. На рубеже XIX и XX веков развиваются предприятия строившие вагоны. Санкт-Петербург становится одним из центров железнодорожного машиностроения Российской империи.

Московский вокзал
Московский вокзал

Особого упоминания заслуживают все вокзалы в Санкт-Петербурге. Первым, конечно же, назовём Московский вокзал. Построенный для Николаевской дороги ещё в 1851 году по проекту архитектора Константина Андреевича Тона он и сегодня радует глаз. Назывался он Николаевским вплоть до 1924 года. Вокзал неоднократно реконструировался и расширялся. Именно с Московского вокзала отправляется ежедневно, начиная с 1931 года поезд «Красная стрела». Этот поезд курсировал лишь с вынужденным перерывом на время блокады Ленинграда. Фасад вокзала выходит на Площадь Восстания. Здесь пересекаются Лиговский и Невский проспекты Санкт-Петербурга. Выйдя рано утром из поезда на Московском вокзале можно, совершив пешую прогулку по Невскому проспекту дойти до Дворцовой площади. Такую прогулку я рекомендую, есть личный опыт. Не хотите гулять – спускайтесь в метро, на станцию Площадь Восстания Кировско-Выборгской линии.

Впрочем, гулять с вещами по городу неудобно, куда лучше налегке, наперевес с фотоаппаратом. Нужно определиться с размещением и проживанием. Гостиницы в Петербурге есть и их довольно много. Вероятно большое развитие гостиничный бизнес получил при праздновании трёхсотлетия Санкт-Петербурга. Есть гостиницы новые и старые, есть скажем гостиница Амбассадор, а есть и небольшие гостиницы эконом-класса. К метро мы ещё вернёмся, а пока расскажем о других вокзалах.

Экспонат музея электровоз ВЛ22
Экспонат музея –
электровоз ВЛ22

Ныне недействующий Варшавский вокзал был третьим в Санкт-Петербурге, обслуживал он линию на Варшаву (что ясно из названия), а также всё западное направление. Вокзал был построен в 1852-1853 гг по проекту архитектора К.А. Скаржинского. Здание вокзала имеет П-образную форму и охватывает платформы с трёх сторон, сами пути были перекрыты большой арочной конструкцией. В 1858 году поезда от вокзала пошли до царской резиденции в Гатчине. Примерно тогда же, в 1857-1860 гг вокзал был значительно расширен. В 1859 году поезда шли уже до Пскова, а в 1862 году дорога дошла до Варшавы. Вокзал сильно пострадал от артобстрелов и бомбёжек в годы Великой Отечественной, его реставрацию окончили в 1949 году. В 1960-е, при электрификации линии навес над платформами разобрали. 15 мая 2001 года вокзал был закрыт. Ныне на его путях музей железнодорожной техники, а в здании размещён торгово-развлекательный комплекс.

Витебский вокзал первоначально назывался Царскосельским, так как именно от него шли поезда на Царское Село. Движение здесь не затихает с 1837 года. Первоначальный вокзал был полностью перестроен в 1849-1852 гг, новое здание сооружено по проекту Константина Тона, существовало оно до начала XX века.

Витебский вокзал
Витебский вокзал, 1910-е

Здание в стиле модерн существующее ныне было построено в 1904 году по проекту С.А. Бржозовского. Кстати это одно из первых зданий в стиле модерн общественного назначения. Архитектура вокзала признана современниками его открытия уникальной. При строительстве здания были использованы различные технические достижения того времени: лифты для багажа и пассажиров, транспортёрные ленты, широко использовалось электричество. Здание украшено балконами, имеющими кованные фигурные решётки в виде лиры, многочисленные входы в вокзал имеют козырьки, каждый из которых уникален. Вообще здесь много художественной ковки. Платформы перекрыты дебаркадером, его арки металлические, клёпанные. Дебаркадер перекрывает примерно третью часть длины платформы.

В преддверии празднования 300-летия Санкт-Петербурга в 2001-2003 годах вокзал был отреставрирован: восстановлен купол, восстановлена окраска здания, восстановлены оригинальные окна фасада, обновлена лепнина, воссоздано «Императорское кафе».

30 октября 2007 года в честь 170-и летия российских железных дорог в Световом зале вокзала открыт памятник Ф.А. Герстнеру – австрийскому инженеру, строителю первой железной дороги в России.

Центральный фасад вокзала выходит на Загородный проспект. Рядом с вокзалом станция метро «Пушкинская».

Ладожский вокзал самый молодой из вокзалов Санкт-Петербурга. Построен он был в 2001-2003 гг по проекту архитектора Никиты Явейна. Вокзал, согласно задумке проектантов должен принимать 50 пар пригородных и 26 пар поездов дальнего следования. Интересно то, что вокзал многоуровневый. Залы ожидания пригородных поездов расположены в подземном ярусе, залы ожидания пассажиров дальнего следования расположены в конкорсе над путями вокзала. Рядом с вокзалом станция метро «Ладожская».

Источники:
(См. Санкт-Петербург как культурное достояние)

Copyright © Василий Зимин. Страница создана 28 апреля 2009 года.

Rambler's Top100 Rambler's Top100