Ж.д. Тернополь  
 

UA English www.railway.te.ua
  пожелания  @-почта  Путеводитель
Города: Санкт-Петербург Часть 1, Часть 2, Часть 3
Страны: Австралия, Греция, Италия, Финляндия, Франция, Чехия, Южная Корея
Дороги: Кругобайкальская, Приднепровская, Северная, Северо-Кавказская
Подразделения: Локомотивное депо
Техника и технологии: Вода на железной дороге, Вагоностроение Часть 1, Часть 2
Люди: Пулльман и его вагоны, Александр Бородин

Санкт-Петербург

Санкт-Петербург как культурное достояние

Кунсткамера
Кунсткамера

Сейчас Санкт-Петербург часто называют Культурной столицей России. С таким же основанием город может носить звание одной из культурных столиц всего мира. Уже в XVIII веке Санкт-Петербург стал крупным культурным центром. Здесь возник первый в России общественный музей – Кунсткамера, здесь появилась первая публичная библиотека. С середины XIX века становится доступен для посещения музей Эрмитаж, где собраны богатейшие коллекции художественных ценностей. Эрмитажем были названы те залы Зимнего дворца, где размещались художественные коллекции.

Кунсткамера

История кунсткамеры началась во время путешествия Петра I с «Великим посольством» в 1697-1698 годах в Европе. Там царь Пётр видел собрания разных диковин, «кунштов», то есть редкостей, чудес. Петра очень заинтересовали эти предметы и уже тогда, он не скупясь закупал как целые коллекции так и отдельные предметы. Все эти предметы и легли в основу коллекции «государева кабинета», а потом и Петровской Кунсткамеры – первого российского естественно-научного музея. Первое время она располагалась в летнем дворце императора, но постоянный рост коллекции навёл Петра на мысль о строительстве особого помещения на стрелке Васильевского острова – «Палаты Санкт-Петербургской Академии Наук, Библиотеки и Кунсткамеры».

Строительство было начато в 1718 году под руководством и по проекту итальянского архитектора Матарнови. Однако здание строили долго, и в 1725 году, в тот год, когда Пётр умер, были готовы только стены здания. В ещё не полностью готовое здание в 1726 году были перевезены коллекции. Здание в стиле петровского барокко состоит из двух 3-этажных корпусов соединённых многоярусной башней увенчанной куполом. Музейные коллекции были расположены в восточном крыле, западную часть здания занимала академия наук, в средней части находился анатомический театр, а в башне были расположены Большой академический глобус (так называемый «Готторпский») и обсерватория. В небольшом зале в верхней части башни проходили собрания Академии наук, здесь работал Михаил Васильевич Ломоносов.

Большой академический глобус
Большой академический глобус

Стоит сказать пару слов про Готторпский глобус. Это огромный глобус-планетарий изготовленный в 1654-64 годах в Голштинии по заказу Фридриха III. За изготовлением глобуса наблюдал географ и астроном Адам Олеарий. Глубус настолько большой (полый шар диаметром 3,11 метра и весом 3,5 тонны) что в недостроенное здание кунсткамеры, на третий этаж его подняли, а затем продолжили строительство башни – никаким другим способом в здание ему было не попасть. На металлический каркас глобуса изнутри и снаружи наклеены полотна. На внутреннем изображена карта звёздного неба, а на наружном – карта Земли. Сам глобус насажен на неподвижную ось, на которой внутри его были закреплены деревянный стол и скамья на 12 человек. Внутрь глобуса попадали через являющуюся его частью дверцу. Ранее подобные глобусы-планетарии были и в других странах Европы, но сейчас Россия обладает единственным сохранившимся экземпляром.

Правда, во время большого пожара 1747 года, глобус сгорел, но уже к 1751 году глобус полностью был восстановлен по имевшимся детальным описаниям. Художники в точности воссоздали и карту, несмотря на то, что на глобусе изначально имелась ошибка: на карте синим цветом выделена часть России от Ленинградской области до острова Таймыр и до Ярославля на юге – т.е. фактически Россия как бы разделена на две части.

В 1830-е годы ввиду обилия экспонатов коллекция Кунсткамеры была разделена на Зоологический, Этнографический, Ботанический и Минералогический музеи. Ныне здесь, в здании Кунсткамеры, расположены антропологическая и этнографическая коллекции, а также музей М.В. Ломоносова.

От Кунсткамеры хорошо виден Дворцовый мост, Эрмитаж, Адмиралтейство. Неподалёку Петропавловская крепость. Это фактически центр города, ядро его исторической застройки. Тем, кто хочет основательно осмотреть город необходимо рекомендовать заранее узнать адреса гостиниц Санкт-Петербурга, забронировать там номер для проживания.

Эрмитаж

Эрмитаж – это удивительный мир, полный чудес. Он прошёл сложный путь от закрытого дворцового собрания до одного из крупнейших музеев мира. Здесь в стенах бывшего Зимнего дворца императорской семьи собраны свыше двух с половиной миллионов памятников культуры и произведений искусства, которые охватывают колоссальный исторический период от первобытного общества до наших дней. Музей занимает пять зданий, под его экспозицию использованы более трёхсот пятидесяти залов. Среди всех музеев мира мало найдётся таких, которые могли бы поспорить объёмом и многообразием своих коллекций с Эрмитажем. Всемирную славу снискала коллекция западно-европейской живописи охватывающая период с XIII по XX век. Здесь есть произведения Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Эль Греко, Веласкеса, Гойи, Рубенса, Ван Дейка, Рембрандта. Здесь, в собрании европейской скульптуры есть работы Микеланджело, Фальконе, Гудона, Кановы, Родена и многих других выдающихся мастеров. Мировой известностью пользуются нумизматические коллекции Эрмитажа, а также коллекции художественного оружия, как русского так и западноевропейского.

Блистательное архитектурное оформление залов составляет одну из ярких и привлекательных особенностей Эрмитажа. Музей воспринимается как исторически сложившийся комплекс, и его нарядно декорированные залы кажутся зрителю естественным обрамлением произведений искусства, которые их наполняют.

Стены Зимнего дворца и многие из его залов хранят память о событиях октябрьской революции. Здесь заседало временное правительство, сюда взбежав по лестнице подъезда, выходящего на Дворцовую площадь, устремились отряды красногвардейцев и матросов в ночь переворота. Здесь, в Малой столовой расположенной рядом с Малахитовым залом, в ночь с 25 на 26 октября (по старому стилю) 1917 года было арестовано Временное правительство. Уже на четвёртый день существования молодой Советской власти сам Зимний дворец был объявлен государственным музеем.

В первые годы после Октябрьской революции коллекции Эрмитажа разрослись за счёт национализированных частных собраний Мятлевых, Дурново, Ольденбургских, Юсуповых, Шуваловых, Строгановых. Однако, уже в 1918 году начался процесс распродажи культурных ценностей. Продолжался он и в 1920-е и в 1930-е годы, пострадал тогда не только Эрмитаж, но и другие музеи страны. Делалось это под благовидным прикрытием недостатка денежных средств в государстве, сначала виноваты во всём были разруха и голод, потом индустриализация и опять тот же голод. При этом почти всё продавалось по демпинговым ценам, а художественные ювелирные изделия просто переплавлялись и в слитках уходили за рубеж. Лишь в последние годы удалось что-то вернуть в коллекцию Эрмитажа, но это лишь малая толика утраченного.

Панорама центра Санкт-Петербурга. Видны Петропавловская крепость, Нева, Зимний дворец
Панорама центра Санкт-Петербурга. Видны Петропавловская крепость, Нева, Зимний дворец

Тяжёлым и значительным периодом в истории Эрмитажа явились годы Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда. Тогда силами сотрудников музей с помощью привлечённых горожан (художников, студентов) коллекции музея были подготовлены к эвакуации. В июле 1941 года двумя эшелонами отсюда, в глубокий тыл, в Свердловск было вывезено свыше миллиона экспонатов музей. Был подготовлен и третий эшелон, но он к сожалению уйти в тыл не успел – уже сомкнулось кольцо блокады. Все оставшиеся экспонаты были сокрыты под крепкими сводами подвалов Эрмитажа. Лишь некоторые особо крупные экспонаты, такие как Колыванская ваза, статуя Юпитера оставались на своих местах. В пустых залах стояли бочки с водой и ящики с песком – всё было приготовлено к тушению пожаров. Виды залов военного Эрмитажа запечатлели художники А.С. Никольский, В.Н. Кучумов, В.В. Милютина – ныне эти рисунки входят в собрание Эрмитажа.

Не прерывалась научная работа Эрмитажа даже в тяжелейших условиях блокады. А после снятия блокады в конце января 1944 года, жизнь в музее стала оживляться. 10 октября 1944 года эвакуации вернулся коллектив Эрмитажа. 8 ноября 1944 в Эрмитаже была открыта выставка названная «Временная выставка предметов искусства, остававшихся в Ленинграде во время блокады». 8 ноября 1945 года Эрмитаж возобновил работу в обычном режиме.

Александровская колонна

По соседству с Эрмитажем, на Дворцовой площади перенесла блокаду и Александровская колонна – воспетый Александром Сергеевичем Пушкиным Александрийский столп. Для защиты его от осколков и дезориентации пилотов при налётах авиации на 2/3 высоты колонна была укрыта неким подобием строительных лесов. Правда, как оказалось при реставрации в 2000-е годы, колонна всё равно пострадала – в ней было свыше сотни осколков. Получил ранение и ангел на её вершине.

Александровская колонна была воздвигнута в 1830-1834 гг. по проекту архитектора Огюста Монферана в честь победы Русского оружия в Отечественной войне 1812 года. Названа колонна была в честь Александра I. Общая высота монумента составляет 47,5 м – это самая высокая в мире триумфальная колонна. Венчает монумент фигура ангела работы архитектора Борисом Ивановичем Орловским.

Невский проспект

От Александровской колонны открывается вид вдоль главной улицы Санкт-Петербурга – Невского проспекта. Здесь сосредоточены многие архитектурные памятники Северной Пальмиры: Дворец Строгановых, Гостиный двор, Публичная библиотека, Аничков дворец. Здесь расположены многие гостиницы Санкт-Петербурга и магазины. На другом конце Невского проспекта расположен Московский вокзал.

Невский проспект
Невский проспект, 1906 год

Невский проспект пересекает реку Мойка, и Фонтанка, канал Грибоедова. Его наибольшая ширина составляет 60 метров, а наименьшая (у Мойки) 25 метров. Правая, чётная, сторона проспекта неофициально зовётся теневой, а чётная – солнечной. Именно по солнечной стороне любила в дореволюционные годы гулять праздная Санкт-Петербургская публика. Но в годы блокады Ленинграда как раз чётная сторона была более опасной – об этом свидетельствует сохраненная на доме № 14 надпись: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна». Облик Невского проспекта сложился в целом к началу XIX века. Пройти по проспекту пешком – вот самый правильный путь для туриста, который хочет увидеть Санкт-Петербург.

Театры

В городе широко развивалась театральная жизнь. В 1750-е годы в Санкт-Петербург переехал основатель первого общедоступного театра Фёдор Волков. Придворная (с 1759 года) труппа давала представления в дворцах для особ приближённых к царствующей семье. Лишь через 76 лет этому театральному коллективу выделяется специальное здание. Главным фасадом на Невский проспект выходит величественное здание Александринского театра, построенное в 1832 году по проекту архитектора Карла Росси. Название своё театр получил в честь супруги Николая I Александры Фёдоровны.

Театр этот был на протяжении всего XIX века флагманом театральной жизни столицы. Здесь рождалась история Российского театра, здесь впервые ставились многие пьесы отечественных авторов. В 1920 году стал называться государственный театр драмы им. А.С. Пушкина. Зал театра вмещает 1378 зрителей. В оформлении интерьеров театра использованы мотивы русской готики.

Александринский театр в своём современном репертуаре имеет драматические спектакли по пьесам Ф.М. Достоевского, Льва Толстого, Чехова, Гоголя, а также пьесы Александра Володина, Эдварда Радзинского, современных отечественных и зарубежных драматургов.

Мариинский театр
Мариинский театр

Здесь же, в Санкт-Петербурге, всемирно знаменитый Мариинский театр, известный в советские годы как Ленинградский государственный академический театр оперы и балета им. С.М. Кирова. Расположен он на театральной площади, рядом с каналом Грибоедова. История Маринки началась в 1783 году. Тогда по указу императрицы Елизаветы Петровны в Петербурге была создана придворная актёрская труппа. Но до постройки здания театра с тех пор прошло почти сто лет. До середины XIX века театр в основном ориентировался на итальянские оперы; но потом в репертуаре стали появляться и произведения отечественных композиторов. Одновременно в театре шло формирование отечественной оперной и балетной школы. В 1860 году у театра появилось новое здание по проекту архитектора Альберта Кавоса, 2 октября на новой сцене давали оперу «Жизнь за царя». На этой сцене впервые были поставлены оперы «Каменный гость» и «Русалка» Александр Даргомыжского, «Юдифь», «Рогнеда» и «Вражья сила» Александра Серова, Борис Годунов и Хованщина Модеста Мусоргского, «Князь Игорь» Александра Бородина, «Демон» Антона Рубинштейна, все оперы Петра Ильича Чайковского.

В 1885 году к театру была присоединена Петербургская балетная труппа руководил которой Мариус Петипа. Блистательные постановки балетов Петра Ильича Чайковского и Александра Константиновича Глазунова осуществлённые Мариусом Ивановичем раскрыли талант танцовщиц многих поколений. На сцене театра блистали Матильда Ксешинская, Тамара Карсавина, Вацлав Нижинский, Ольга Спесивцева, Анна Павлова. Всех прославленных имён связанных с театром не счесть.

Архитектура

Величественный облик Санкт-Петербурга определяют архитектурные его ансамбли, строгие прямые улицы, многочисленные каналы и реки, просторные площади, сады и парки, набережные, мосты, чугунные ограды мостов и набережных, монументальные и декоративные скульптуры.

В одной статье просто не охватить всего. Конечно нужно было рассказать о Русском музее, комплексе Петропаловской крепости, адмиралтействе, Сенатской площади с её медным всадником. Нужно было рассказать о многочисленных фонтанах Санкт-Петербурга. Театров в Санкт-Петербурге не один десяток – это разные творческие коллективы, дающие представления буквально во всех жанрах.

Лучший способ узнать Санкт-Петербург лучше – купить билеты на поезд и приехать сюда на несколько дней.

Источники:

Copyright © Василий Зимин. Страница создана 12 августа 2009 года.

Rambler's Top100 Rambler's Top100