Новые системы телемеханики.

Фото предоставлены НПП "Автоматика-Сервис"

  В этом разделе будут описаны принцы работы и управления новыми системами телемеханики (ТМ) и автоматизированные рабочие места (АРМ) энергодиспетчера.

Необходимость в переходе на новые системы телемеханики на железных дорогах возникала не внезапно. Сначала в работе была система ТМ под названием ЭСТ-62 (62 - это год разработки системы). Эта система отличалась достаточно хорошей надежностью, возможностью ремонта, поэтому не удивительно, что ЭСТ-62 еще работает на многих железных дорогах. На смену ей пришла "Лисна". В целом, всю работу ТМ в общем виде можно представить в следующем виде:

Простая схема управления по ТМ

На щите сигнализации отображаются положения всех объектов управления (разъединителей, выключателей - лампочка горит или не горит) и возможные аварии и срабатывания защит.

На панели управления энергодиспетчер нажатием кнопок выбирает тот объект, которым он хочет управлять.
Диспетчерский комплект принимает телесигнализацию (ТС) от объектов и выдает телеуправление (ТУ) в линию.
Линия связи представляет собой линию в магистральном кабеле идущем вдоль железной дороги.
Стойка контролируемого пункта ставится рядом с объектом управления на линии и преобразует команду диспетчера в электрический сигнал.
Управляемый объект с помощью электродвигателя или своих внутренних схем выполняет свои функции (переключается, отключается, включается).

Большинство из этих систем работают с частотным кодированием сигналов (в общих словах это означает, что каждый сигнал кодируется определенной частотой индивидуальной для каждого объекта) и временным (сигнал каждого объекта передается в строго отведенный промежуток времени).

Типы кодирования ТМ

Частотное кодирование

f1,f2,f3 - частоты для каждого объекта. Мощность всех сигналов в линии не должна превышать задаваемого связистами уровня (в данном примере f1+f2+f3 < граничной мощности сигнала).

Временное кодирование

Каждый объект выдает сигнал в линию в отведенный  только для него интервал времени t1, t2, t3. Плюсом этого метода есть возможность выдачи сигнала максимальной мощности  и соответственно улучшить качество передачи данных.

В новых системах телемеханики используется, в основном, временное кодирование (этим достигается возможность дистанционной регулировки мощности приемопередатчика). Т.е. Вам не надо ехать на объект и регулировать приемопередатчик там - это можно сделать через ЭВМ.

Еще один плюс новых систем - это новая элементная база всех блоков. Старые системы ТМ занимали отдельные шкафы довольно внушительного размера. Благодаря использованию тонкопленочного монтажа печатных плат, качественной зарубежной и отечественной базы удалось на порядок увеличить надежность системы и уменьшить ее размеры.

приемопередающий полукомплект

Маленький корпус слева - это приемопередатчик на контролируемом пункте.

Устройство справа - комплект, стоящий у энергодиспетчера.

Хорошей новостью для нас есть то, что в ТМ этого класса возможен постепенный переход от старых видов телемеханики к новым. Делается это следующим образом: предположим, что у Вас не хватает денег на полную замену всей телемеханики, но Вы горите желанием облегчить жизнь себе, энергодиспетчеру и подразделению занимающемуся обслуживанием ТМ. Вы начинаете с замены приемопередатчиков на объектах управления (ставите вместо больших ящиков маленькие коробочки). Одна особенность - Вы ставите микросхему, работающую в формате старых команд ТМ (она видна на фото - в меньшем корпусе, ближе к нам). Теперь у Вас на половине объектов стоят старые комплекты ТМ на половине - новые. Потом, подсобрав достаточно денег для последующего продолжения замены, Вы доустанавливаете остальные приемопередатчики и просто меняете микросхему с новым протоколом работы ТМ, и радуетесь открывающимся возможностям в управлении, ремонте и регулировании всей системы. Зачем мне переходить на новую телемеханику, возразит читатель - это тоже пока работает? В принципе, этот переход просто позволит поднять все управление участком но новый уровень. Теперь вся схема управления немного поменяется:

Схема ТМ с ЭВМ

Во многих диспетчерских еще стоит старая система управления (как дополнительный резерв) но вся оперативная работа идет через ЭВМ (т.е. на экране Вы выбираете схему секционирования, однолинейную, схематическую и мышкой выполняете все переключения). Дополнительно ставится новый щит телесигнализации, имеющий гораздо меньше размеры, режимы самодиагностики, различные виды подсветок и т.п.

Новая панель телесигнализации

На фото Вы видите фрагмент  щита телесигнализации энергодиспетчера. Все панели шлейфуются. Типичный формат таких панелей - около А4-А3. Справа Вы видите открытую панель. Обычно это плата, построенная по матричному типу - если Вы хотите добавить объект - ставьте перемычку на плате, перерисовываете схему на струйном принтере, допаиваете сами светодиод - и щит изменен для работы с новым объектом. Чтобы ввести новый элемент в программу - добавьте новый код, измените встроенным редактором АРМа однолинейную схему, схему секционирования, схематическую схему - и можете работать.

  Еще одна радость для телемехаников, обслуживающих данную систему - управлять объектами (т.е. КП) можно дистанционно (поднять уровень сигнала, уменьшить и т.п.). Кроме того, в таких системах ведется журнал команд ТМ - можно проследить, как прошли любые команды. Дополнительно Вы можете использовать монитор ПК как осциллограф - просмотреть серии ТУ, ТС, наложить их, сравнить, растянуть, записать в память и т.д.

С учетом всего выше сказанного рабочее место энергодиспетчера будет выглядеть теперь так:

Рабочее место энергодиспетчера

На фото: Справа вверху - новый щит телесигнализации. Ниже - старый пульт управления объектами. Справа - основной и резервный ЭВМ с работающим АРМом энергодиспетчера.

Количество полезных особенностей АРМов подобных систем множество:

  • удобное управление объектами;
  • автоматический контроль за неправильными действия диспетчера (не во всех системах). Т.е. Вы не сможете подать напряжение на участок, если на нем уже работает какая-то бригада;
  • ведение смены на ЭВМ (сдача, прием, оформление заявок, подготовка рабочего места, подготовка типовых схем переключений и т.п.);
  • постоянное ведение журнала отключений, переключений, аварий, действий энергодиспетчера (очень полезно при разных ЧП), работы ТМ;
  • динамическое отражение состояния объектов на мониторе;
  • вся документация диспетчера на ЭВМ.

К сожалению, есть и минусы таких систем:

  • не все системы сертифицированы (или скажем так, не по всему СНГ);
  • никто не отменял инструкции работы энергодиспетчера (написанные еще на заре компьютерных технологий) поэтому никто не отменял бумажное ведение смен. В инструкциях ни слова не сказано о АРМах, ЭВМ и т.п. Ситуация начала меняться только сейчас;
  • некоторые программы работают под Windows 98, Windows NT, DOS и соответственно это накладывает свои проблемы на функционирование системы.

От себя хочу добавить, что в данной статье не ставилась задача описать какую-то одну систему ТМ, поэтому это своеобразная небольшая сводная характеристика нового направления развития телемеханики.

Буду признателен за Ваши замечания или комментарии по этой теме. Если Вы желаете добавить свою информацию по новым системам

>>> Если Вы заинтересовались этой темой - вы можете связаться с НПП "Автоматика-Сервис". Разработка и внедрение АСУ ТП. Средства автоматики и телемеханики для ж/д транспорта и промышленности, АРМ энергодиспетчера, ...и скачать с сайта фирмы: Редактор схем электроснабжения, Библиотека элементов для редактора, Руководство пользователя редактора.

Автоматика-Сервис