Ниже приводится
фрагмент статьи Академии Транспорта
Северо-Кавказкого регионального Научного
Центра.
КОНТАКТНАЯ СЕТЬ
ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАННЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ ОДНОФАЗНОГО
НЕРЕМЕННОГО ТОКА ПОВЫШЕННОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
(ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ)

|
Контактная сеть оборудуется
дополнительно еще двумя проводами, которые
подвешиваются с полевой стороны опор. Один из
проводов – усиливающий (У) - электрически
соединяется с контактной сетью (Т н II). Другой -
обратный (экранирующий Э) - соединяется с
рельсами . Такая система получила название
"контактная сеть с ЭУП". |
Достоинства:
- • снижение потерь электроэнергии. Внедрение
такой системы на Северо-Кавказской ж.д.
обеспечило .экономию электроэнергии в 1988 году
более 25000 кВтч в год на один километр каждого
пути;
- • снижение опасных индуктивных влияний на
смежные сооружения примерно в два раза;
- • снижение потенциала рельсов (повышение
электробезопасности) примерено в два раза;
- • снижение сопротивления тяговой сети примерно
в два раза (стабилизация уровня напряжения даже
при больших токах, возможность увеличения
расстояний между подстанциями при новом
строительстве).
Система ЭУП разработана в РГУПСс
(РИИЖТс) совместно с С.-К. ж.д. и ЦЭ МПС в 1975 году. В
дальнейшем участие в ее совершенствовании
принимали ВНИИЖТ, МИИТ, Трансэлектропроект.
Всего этой системой в 1990 году было оборудовано 560
км на Северо-Кавказской н Горьковской ж.д. Опыт
эксплуатации подтверждает достоинства системы.
Особенно велика эффективность системы
ЭУП для высокоскоростных магистралей.
Предложено се внедрить также (практически без
дополнительных капиталовложений) па участке
Иркутск-Слюдянка, поскольку после перевода его с
постоянного тока на переменный на опорах
контактной сети остались неиспользуемые
провода, которые можно применить в. качестве ЭУП.На систему имеются несколько авторских
свидетельств СССР.
За рубежом такая система стала
использоваться с начала 90-х годов (Германия,
Испания). Особенно интенсивно она внедряется в
Германии на линиях Ганновер-Вюрцбург н
Мангейм-Штутгарт с высокоскоростными
экспрессами IСЕ. На таких линиях используется
контактная сеть Rе 200, Re 250 и разработана Rе 330 для
скоростей до 300 км/ч. Все эти типы контактной сети
имеют усиливающие и обратные провода (ЭУП) н
активно рекламируются фирмой Сименс в
периодической печати и на международных
выставках как энергосберегающие, мощные,
высокоскоростные с пониженным влиянием на
смежные сооружения. Приоритет России не
упоминается.
На С.-К. ж.д. накоплен опыт монтажа
системы ЭУП без использования окон, институтом
Трансэлектропроект выпущен типовой проект
тяговой сети с ЭУП. Такая система для железных
дорог России выгодна не только примени тельно к
скоростным пассажирским магистралям
(Санкт-Пегсрбург-Москва и др.), но и как
энергосберегающая - на железных дорогах с
грузовым движением.
Для справок:
- 344038, Ростов-на-Дону, пл. Народного ополчения 2,
- СКРНЦ Академии Транспорта.
- Тел. (8-863-2) 31-13-41. ЗМ4-41, 57-З8 (ж.д.).факс. (8-863-2) 34-55-55.
Дополнительную информацию о системе
ЭУП можно найти в журнале "Железные Дороги
Мира" (№6\95 - "Провода обратного тока на линии
Магдебург-Мариенборн", №11\97- А.Бочев, В.
Мунькин, Е. Фигурнов "Электрическая сеть с
усиливающим и обратным проводами"),

Анкеровка проводов
системы усиления тяговой сети с ЭУП

Узел анкеровки
усиливающего провода УП

Узел анкеровки
экранированного провода ЭП

Узел анкеровки провода
ДПР