История
Тернопольського вокзала

Александр Семенив
Автор: Александр Семенив

  Вряд ли есть в нашем городе здание, которое почти полтора века видело столько радостного и грустного. Здесь встречаются после долгой разлуки влюбленные и просто знакомые. Заинтересованными взглядами обводят вокзал туристы и случайные приезжие. Ностальгически вздыхают давние жители города, которые давно покинули его, а теперь просто приехали в гости и видят что-то новое, что не всегда нравится.

  А для других вокзал - это место, с которого начинается новый, интересный, большой мир, а железнодорожная станция - это ворота у него. Здесь можно встретить и почтенных деловых мужчин, которые едут в Киев согласовывать ряд абсолютно безотлагательных вопросов. Или веселых студентов, которые следуют после отдыха к университетам во Львов. А веселее всего выглядят группы туристов с рюкзаками, и дорога их в Коломыю, а дальше в синие Карпаты. Ну и обычные семьи с детьми, им конечно в солнечные Одессу или Симферополь.

  И все это почтенное или беззаботное, грустное или веселое, упорядоченное или абсолютно анархическое действо из года в год происходит на перронах нашего с детства знакомого железнодорожного вокзала. В конечном итоге наш Вокзал заслуживает на то, чтобы вспомнить его бесконечно интересную историю. В короткой газетной публикации невозможно охватить ее полностью. Однако вспомнить моменты, когда его жизнь резко изменялась мы можем и должны. Следовательно, вперед, по колее истории на вокзал наших воспоминаний.

Нажмите чтобы увеличить фото Нажмите чтобы увеличить фото Нажмите чтобы увеличить фото Нажмите чтобы увеличить фото
Нажмите чтобы увеличить фото

Рождение и построение вокзала.

Необходимость прокладки железной дороги к Тернополю была определена задолго до ее построения. Крестьянские телеги уже были не способны перевозить такое большое количество хлеба и других сельскохозяйственных продуктов, которых требовал экспорт Австро-венгерской империи. Кроме этого Европа стремилась получить простой и короткий выход к Черному морю и Одессе, порту, который в то время очень интенсивно развивался.

Потому правительство Австро-Венгрии предоставило акционерному обществу "Галичская железная дорога имени Карла Людовика" лицензию на построение железной дороги. Используя дешевую рабочую силу, концессия на протяжении 1868-1870 годов вела строительство железной дороги в направлении Тернополя. Возникало множество проблем, самой главной из которых была проблема земли. Очень часто будущая колея пересекала частные крестьянские владения чуть ли не надвое. Единственным средством урегулирования конфликтов становились деньги, которыми концессия платила за каждый метр железной дороги.

В наше время о тех давних проблемах напоминают небольшие железнодорожные мостики под колеей, которые достаточно часто можно встретить, особенно на железнодорожном пути на Козову. Эти мостики служили для переезда крестьянских телег под колеей, то есть служили путем для разорванных земельных наделов. Для проезда также служил мост, построенный в районе, что сейчас называют "шестой магазин". В одном из отверстий моста осуществлялся проезд транспорта, а в другом протекала река Рудка, которая после войны была спрятана в подземную трубу.

Нажмите чтобы увеличить фото

Начало железнодорожного сообщения приходится на 25 декабря 1870 года. В том же году и был построен первый вокзал. А сооружение, которое так часто появлялось на старых почтовых открытках, было построено в 1903 году. Этот вокзал имел залы ожидания, билетные кассы и (как же без него) станционный ресторан с соответствующим музыкальным сопровождением.

Главным маршрутом пассажирского соединения, конечно, было направление на Золочев и Львов. Например, судя по рекламному расписанию, в 1909 году между Львовом на протяжении суток курсировало три обычных поезда и один скорый. Но главным назначением железной дороги была перевозка сельскохозяйственных товаров, которые сохранялись в привокзальных складах.

Нажмите чтобы увеличить фото Нажмите чтобы увеличить фото Нажмите чтобы увеличить фото Нажмите чтобы увеличить фото
Нажмите чтобы увеличить фото

Войны начала ХХ века.

Первая мировая война резко изменила направление работы вокзала. Если до 1914 года поезда следовали на запад во Львов, то в период российской оккупации вокзал стал почти чисто военным объектом. Колея была перешита на широкий стандарт. Через вокзал Тернополя перешли большое количество людей в военных шинелях разных армий. Немало из них из-за голода и бедности так и осталось на тернопольской земле навсегда. После Брусиловского прорыва в 1917 году и его неудачного окончания, российские войска оставляют Тернополь, попутно разграбив город, достаточно много зданий к сожалению сгорело. Железнодорожный вокзал тоже не обошла эта судьба. Прогоревшие окна и обвалившаяся крыша длительное время напоминали о трудных годах Первой мировой войны.

Нажмите чтобы увеличить фото Нажмите чтобы увеличить фото Нажмите чтобы увеличить фото  
Нажмите чтобы увеличить фото

Междувоенное время.

В междувоенный период тернопольский вокзал изменил владельца. Полноправным хозяином железной дороги 10 сентября стала Польская государственная железная дорога - РКР. Здание вокзала было полностью отстроено и отремонтировано. Однако железнодорожное движение через станцию снизилось. Железная дорога, которая вела в направлении Жмеринки, теперь была закрыта для движения красной границей СССР. Лишь в направлении к Львову железнодорожное движение было как и раньше интенсивным.

Вторая мировая война

Наверно наибольшими были изменения в жизни вокзала в полосе Второй мировой войны. 19 сентября 1939 года железнодорожников с белым орлом на фуражках изменили железнодорожники с красными звездами. Роль станции Тернополь резко изменилась - из провинциального вокзала она сразу набрала значения важной единицы в плановой подготовке Красной армии к освободительному рывку в Европу. Перешивка колей на советский стандарт, перестройка железнодорожного хозяйства - все это было призвано обеспечить Красной Армии - освободительнице порабощенной капиталистической Европы все необходимое в агрессивной войне.

Однако произошло совсем по другому. Германия опередила СССР и нанесла удар первой. Уже в конце июня вокзал был значительно поврежден от ударов авиабомб. Немецкие хозяева колеи сразу навели немецкий порядок на железной дороге, который, однако, длился недолго. В конечном итоге именно немцев надо благодарить за проведение по территории Тернопольщины второй, параллельной колеи, которая работает до сих пор (до войны дорога была одноколейной). Именно это совершенствование позволило значительно улучшить железнодорожное движение.

Март 1944 года принес новые испытания. Внезапный удар советских войск в ходе Проскуровско-черновицкой операции стал для немецкого гарнизона Тернополя полной неожиданностью. Рывком захватив железнодорожную станцию и прилегающие составы, советские солдаты получили возможность полностью захватить город. Однако, по показаниям старожилов города, красноармейцы захватили на составах станции большие запасы продовольствия, а особенно спирта. Эти внезапные трофеи затормозили наступление и позволили немцам перевести бои в состояние длительной осады, которая длилась почти месяц. Что в результате этой осады произошло с городом - мы хорошо знаем. Не избежал разгрома и железнодорожный вокзал.

Нажмите чтобы увеличить фото

Послевоенный период

Куча битых камней и кирпича - вот что представлял собой Тернополь по окончании боевых действий 1944 года. Хотя железнодорожное соединение через станцию Тернополь не перерывалось ни на один день. За 200 метров от вокзала шли невиданные по ожесточенности бои, а по колеям уже проходили военные эшелоны.

После войны вокзал опять вернулся к привычной роли. Теперь через станцию Тернополь проходили поезда в пяти направлениях. Огромное оживление железнодорожного сообщения привело к восстановлению путевого хозяйства и самого здания вокзала, что, к счастью, осталась на прежнем месте. Именно 16 ноября 1952 года стало датой открытия нового железнодорожного вокзала, который функционирует до сих пор. Жаль только, что "стеклянный глаз" старого тернопольского вокзала так и не был восстановлен.

Нажмите чтобы увеличить фото

Была упорядочена привокзальная площадь, на которой на протяжении определенного времени даже работал фонтан. Старые фото в путеводителе по городу 50-60-х годов дают нам картину зеленой и засаженной цветами площади. Досадно, что в начале ХХI века площадь превратилась в огромное сборище такси и заповедник игровых автоматов.

Нажмите чтобы увеличить фото Нажмите чтобы увеличить фото Нажмите чтобы увеличить фото  
Нажмите чтобы увеличить фото Нажмите чтобы увеличить фото Нажмите чтобы увеличить фото  
Нажмите чтобы увеличить фото
Электрификация вокзала.

Однако одного важного усовершенствования советская власть для станции Тернополь так и не смогла сделать. Лишь 25 декабря 1997 года на вокзал Тернополя прибыл первый электрифицированный поезд. В следующем 1998 году на электрическую тягу был переведен весь участок Красне-Волочиск.

Тернопольский Вокзал - это не только функциональный объект Украинской залиныци или Польской Колеи Паньствовой, Железних дорог СССР или Рейхсжелезной дороги, как бы он и не назывался в истории. Наверно, вокзал сам по себе существует для того, чтобы радостно узнавать его очертания за окнами плавно тормозящего вагона. Для того, чтобы выйдя на перрон и вдохнув тернопольского воздуха, улыбнуться и сказать: "Наконец-то дома!".