|
Про подстанции
“Бросая камни в воду, смотри на
круги ими образованные, дабы данное занятие не
было пустой тратой времени”.
Козьма Прутков.
Привет любознательный читатель!
Если Вы на этой странице - это значит что Вам
интересно узнать, как все это работает (я имею в
виду железную дорогу). Я хотел бы написать эту
статью в достаточно популярном виде, чтобы текст
без содрогания смогли бы прочитать бойскаут и
домохозяйка (хотя я не знаю, почему это может их
заинтересовать?). Буду стараться использовать
как можно меньше терминов и поднимать только
самые интересные вопросы.
Зачем железной дороге электричество?
В те недалекие времена,
когда паровоз был основным стальным конем
железных дорог, а профессия кочегара чем-то
напоминала работу литейщика в доменном цеху,
люди еще не знали, что ждёт их впереди. А впереди
их ждали новые машины, пришедшие на смену пару –
дизели (локомотивы, использующие в качества
топлива для движения дизельное топливо, а не
уголь или древесину, как паровозы). За дизелями
последовали электровозы. Само название
механизма говорит само за себя – электровоз.
Естественно, как огню для жизни нужно топливо
(дрова, уголь и т.п.), так и электровозам уже было
недостаточно сложившейся инфраструктуры, т.е.
совокупности устройств и механизмов для
обслуживания движения – начиная от рельсов (или
верхнего строения пути) и, заканчивая депо (место,
где содержатся эти трудовые железнодорожные
единицы). Чтобы электровоз ехал ему надо где-то
брать энергию для движения.
Можно было бы предположить такой вариант - т.е. использовать контактные рельсы, как в метро. Но
попробуйте оградить тысячи километров железных
дорог, чтобы бабка Марфа не захотела перевести
корову через путь именно в этом месте.
Вспоминаются идеи о поездах на магнитной
подушке, сверхпроводимость и другие
замечательные идеи, реализации которых в наших
экономических условиях подобно полёту на
Альдебаран. И тут мы плавно подходим к уже
отработанной идеи, на которой работают
практически все железные дороги – использование
контактного провода для передачи электроэнергии
локомотивам.
Упрощенная схема питания
локомотивов ( синий цвет -
собранная электрическая цепь ).
Не забудьте, что контактный провод лишь
передает энергию, а откуда она берётся – это
вопрос нашего дальнейшего рассмотрения.
Существует множество вариантов подключения схем
питания электровоза с помощью контактного
провода, но для нас важен сам принцип, что
электровоз лишь является потребителем, т.е. это
движущаяся нагрузка. На данный момент
применяется два вида питания электровозов: на
постоянном токе (3кВ) и переменном (25кВ). Само
устройство электровоза в общих чертах
представлено на рисунках.
Простая схема локомотива (переменный
ток)
Простая схема локомотива (постоянный
ток)
Двигаясь на машине, Вы регулируете скорость
езды педалями акселератора и сцепления. Таким
образом, подается необходимое количество
топлива в двигатель. Сходная идея заложена в
механизм регулирования движения электровоза, –
изменяя сопротивление, Вы меняете скорость
вращения двигателя.Легче всего рассмотреть эти
вопросы на примере движения жидкости.
Сравнение управления локомотивом
на примере водяной мельнцы.
Если в машине все топливо, необходимое для
поездки Вы заливаете в бак, то при работе
локомотива топливо находится на “базе” -
(тяговой подстанции), откуда берётся для движения
через “шланги” - контактный провод. Учитывая то,
что путь проходящий электровозом может быть
довольно значительным (в сотнях километров), было
бы очень тяжело питать его от одной “базы” –
нужно было бы создавать очень сильный напор
жидкости, чтобы она доходила на такие большие
расстояния (т.е. чтобы напряжение в контактной
сети было столь велико, что его падение на длину
участка движения не сказывается на работу
локомотива).
Поперечные сечения контактного
провода (медный фасонный и овальный). Верхние
бороздки используются для крепления провода, а
его форма позволяет улучшить качество
соприкасания токоприемника локомотива.
Чтобы этого избежать периодически вдоль пути
строятся “базы” т.е. тяговые подстанции, которые
и дают энергию локомотиву. Так при питающем
напряжении 27,5 кВ (переменный ток) расстояние
между подстанциями (“базами”) может достигать
около 40-60 км. При напряжении 3.3 кВ (постоянный ток)
расстояние между подстанциями около 10-20 км. Т.е.
можно сделать вывод, что чем больше напор воды в
емкости, тем дальше она сможет дотечь, аналогично
и в контактной сети, чем выше уровень напряжения,
тем большее расстояние между тяговыми
подстанциями (“базами”). Соответственно меньше
затраты, т.к. подстанций нужно меньше.
При постоянном токе 3 кВ растояние
меньше (10-20 км.), чем при переменном (40-60 км.).
Давайте теперь взглянем, что собой
представляет “база”, т.е. тяговая подстанция.
Подстанцию можно представить в виде бака с
топливом, который передает через
“трубопроводы” (контактную сеть) горючее для
локомотивов. Естественно тяговая подстанция
тоже берет “топливо” или электрическую энергию
с более мощной подстанции (“большей ёмкости”) -
районной подстанции.
Сравнительная схема тяговой
подстанции и схемы питания железной дороги.
То есть подстанция выполняет работу по
преобразованию электроэнергии для локомотивов.
Да, чуть не забыл сказать – не нужно думать, что
подстанция применяется только для снабжения
локомотивов. Она также используется для питания
других потребителей (начиная от светофоров на
железнодорожных путях и заканчивая киоском с
Кока-колой на станции). Царь всей этой братии
тяговый трансформатор, который преобразует
пришедшее напряжение к уровню, необходимому
локомотивам. Со всех сторон он окружен верными
слугами: специальными быстродействующими
выключателями, которые берегут трансформатор от
всяческих неприятностей и в случае проблем
отключают его. Верные солдаты подстанции – это
множество различных реле, зорко следящих за
состоянием “поля боя”, т.е. контактной сетью. И
на выходе подстанции стоят своеобразные боевые
редуты – фидерные ячейки, дающие питание в
контактную сеть. Они тоже представляют маленькую
армию реле, трансформаторов, измерительных
устройств, стоящих на боевом посту. Особняком
стоят “сборщики налогов” - измерительные
трансформаторы и счетчики электроэнергии. Они
следят за тем, сколько подстанция израсходовала
электроэнергии. В современных счетчиках
(например “Альфа”, “Шлембурже”, “Ландис и
Гир”), кроме расхода электроэнергии возможно
записать множество дополнительных параметров,
используя которые можно регулировать
энергопотребление.
Счетчика "Альфа" - мощный
инструмент для сбора, хранения и обработки
данных электроснабжения.
|